К новым рекордам — суд скостил штраф, наложенный ФАС на ОАО «МОЭСК», в тысячу раз — со 105 млн. руб. до 100 тыс. рублей: При исчислении размера штрафа, подлежащего взысканию с ОАО «МОЭСК», Московским областным УФАС России, был неверно применен размер суммы выручки от реализации услуги по технологическому присоединению, не имеющей отношения к рассматриваемому делу, который не может быть положен в основу расчета размера штрафа по указанному делу. При этом, суд исходил из следующего. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (и ли) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Географические границы товарного рынка — это территория, на которой покупатель (покупатели) приобретают или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.
Такой рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы, охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации, не выходить за границы субъектов РФ, не выходит за границы муниципального образования. Исходя из положений ст. 539 ГК РФ, потребители не имеют возможности получения электроэнергии, кроме как от энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации и другого необходимого оборудования в том объекте недвижимости, где физически расположен потребитель. Следовательно, рынок снабжения потребителем электрической энергией в целях определения размера штрафа носит локальный характер и имеет границы, определенные точкой ввода сетей на объект недвижимости, где находятся энергопринимающие устройства потребителя.
Соответственно, штраф должен исчисляться не от суммы выручки от реализации услуг на территории всей Московской области, а только от суммы выручки от реализации услуг, оказанных с нарушением норма антимонопольного законодательства в границах мест расположения энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства ООО «Рокста-М». (Дело № А40-1053/2015)