Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Надежда Школкина обратилась к руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву с просьбой проверить цены на бумагу, которая используется для печати газет. Отметим, что проблемы с ценами на бумагу не связаны с профилем деятельности депутата.
Раньше, в годы войны солдаты использовали газету для самокруток с махоркой и рассыпным табаком. С учетом того, что акцизы на табак повышаются, цены растут, а доходы потребителей снижаются, многие переходят на дешевые варианты табака, например, махорку. При этом уже рынок начал реагировать на спрос, в промышленных масштабах махорку производят в Самарской области. Сейчас цены на печатные СМИ в ларьках повышаются. Производители недовольны, ведь если газета дешевая, то и спрос на махорку будет расти. Соответственно производители махорки вынуждены искать способы воздействия на ценовую политику компаний, производящих газету. Возможно, им удалось договориться с Надеждой Школкиной, чтобы продавить этот вопрос под видом заботы о СМИ и их читателях.
Напомним, что ФАС как раз занимается лоббировапние интересов табачной и алкогольной отраслей. В октябре 2014 г. на заседании Правительства РФ руководитель ФАС Игорь Артемьев внес предложение вернуть право продажи алкоголя и табачной продукции в ларьки (торговые точки, не имеющие соответствующего технического оснащения). С января 2013 г. в указанных местах запрещена продажа алкогольной продукции, в июне 2014 г. – продажа табачной продукции. Эти меры, предусмотренные антиалкогольной концепцией, принятой Правительством, привели к тому, что в 2013-2014 гг. впервые с 1991 г. в России наблюдался положительный прирост населения. Запрет на продажу крепкого алкоголя, а затем пива и сигарет в ларьках внес существенный вклад в снижение смертности в России (на 400 тыс. человек в 2013 по сравнению с 2005 г.) в значительной степени связан с ограничением продажи алкоголя. Однако это вызвало бурную реакцию у пивных и табачных компаний, делающих прибыли на жизни и здоровье россиян.
Также попытки показать населению насколько вредно курение вызвали претензии у антимонопольного ведомства. В сентябре 2014 г. ФАС направила запрос № ИК/26380 от 03.10.2014 Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), касающийся социальной рекламы против курения «Сорвись с крючка». В поддержку этой рекламы выступило Министерство здравоохранения РФ, так как целью проекта является правдивое информирование российских граждан о последствиях потребления табака, в том числе об опасностях никотиновой зависимости. По предварительным оценкам, данная социальная реклама оказывается эффективной, поскольку действительно вызывает отвращение к курению. Разумеется, это не соответствует интересам иностранных табачных корпораций, которые контролируют свыше 90% табачной индустрии в России.
В 2009 году ФАС признала законной рекламу сигарет Muratti. Более четырех месяцев рассматривалось в ФАС дело компании «Филипп Моррис», разместившей в московском метро рекламу сигарет «Muratti», содержащую, по мнению независимых экспертов, явные признаки нарушения закона «О рекламе» и вынесла оправдательный вердикт. В 2008 году ФАС отказалась возбуждать дела в отношении «БАТ-Ява» и ООО «Филип Моррис Сэйлз Энд Маркетинг» за рекламу сигарет
С учетом политики руководства ФАС, не сомневаемся, что данная жалоба будет рассмотрена надлежащим образом, и самые жесткие меры будут приняты незамедлительно.