Бессменный глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев в самое ближайшее время покинет свой пост. Об этом сообщили ряд телеграм-каналов.
Слухи об отставке Артемьева поднимались в прошлом неоднократно, но ему удавалось сохраняться у власти. Однако по информации наших источников, на этот раз информация о грядущей отставке достоверная.
Игорю Юрьевичу Артемьеву удалось превратить ФАС из малозаметного беззубого учреждения в самое могущественное антимонопольное ведомство мира и важнейшего регулятора экономической жизни в стране (мегарегулятора). ФАС стал бесспорным лидером среди органов власти по упоминаемости в СМИ. И если бы Артемьев сменил род деятельности году этак в 2009-2011-м, итоги его деятельности можно было рассматривать скорее, как положительные.
Однако за последнее десятилетие ФАС под его руководством наделал немало отвратительных вещей, вложив свой вклад в экономическую стагнацию, утечку мозгов и капитала. А непосредственные задачи ведомства по развитию конкуренции оказались в целом проваленными, более того, вмешательство ФАС почти всегда приводило к росту монополизации.
Вот лишь некоторые итоги (подробнее см. здесь) деятельности более чем 16-летней деятельности Артемьева:
1. В отличие от антимонопольных органов США, которые 90% штрафов накладывают на неамериканские компании, ФАС почти всегда стреляет по своим – 99,9% дел и штрафов идет на отечественные компании, и только порядка 0,1% — на иностранные. Этим активно пользуются крупные международные транснациональные корпорации (ТНК), захватывая целые сегменты российского рынка, на что ФАС закрывает глаза. Недаром некоторые эксперты называют Артемьева иностранным агентом или агентом международных ТНК в России.
2. Согласовав все без исключения крупные слияния, включая недружественные поглощения, ФАС несет прямую ответственность за монополизацию российской экономики. Другими словами, Артемьев не выполнил свои должностные обязанности по защите конкуренции, проявив халатность.
3. ФАС создала систему антимонопольного преследования малого бизнеса, хотя словосочетание «малый бизнес-монополист» для любого экономиста и вообще здравомыслящего человека звучит как бред сумасшедшего. В то время как в США самый маленький фигурант антимонопольного дела имел годовой оборот в $10 млрд. долл., жертвами ФАС ежедневно становятся микропредприятия, индивидуальные предприниматели, детсады, частные хореографические школы, гаражные кооперативы и садовые товарищества. Конституционный суд был вынужден принять специальное постановление, что штрафы ФАС не должны разорять малый бизнес. Закон об иммунитетах для малого бизнеса от антимонопольного контроля принимался 3 года при самом активном сопротивлении ФАС, по личному настоянию Артемьева из под его действия были выведены картели. В результате, доля дел против малого бизнеса по картельным статьям достигла 80-90%. Использование Артемьевым и его командой жестких санкций и колоссальных полномочий не против реальных монополистов, а против малого бизнеса можно расценивать как превышение должностных полномочий.
4. При Артемьеве ФАС стала самым коррумпированным органом государственной власти. Про добрую половину его заместителей и помощников, их аппетитах в крупном, особо крупном и просто гигантском размерах на рынке ходят легенды.
5. При Артемьеве ФАС превратилась в главного алкогольного и табачного лоббиста. Торпедирование региональных практик по ограничению злоупотребления алкоголем и проалкогольные и протабачные законодательные инициативы ФАС унесли жизни десятков тысяч россиян.
6. Артемьев постоянно выдвигал законодательные инициативы, подрывающие экономику страны, цифровое развитие, несырьевой экспорт и т.д. Законодательные новеллы ФАС – абсолютные чемпионы по отрицательным отзывам эспертов и бизнес-сообщества на сайте ОРВ.
7. Артемьев и его команда стали архитекторами противоречащей мировому опыту и здравому смыслу системы госзакупок. Именно Артемьевым и его заместителями Михаилом Евраевым, Рачиком Петросяном и Андреем Цариковским был заложен аукционный крен в систему госзакупок (на долю аукционов приходится 80% госзакупок, в развитых странах – 0-2%). Именно Артемьевым была создана бессмысленная система процедурного контроля с отрицательной селекцией, когда ФАС оспаривает торги с большим числом участников и бОльшим снижением цен, закрывая глаза на заточенные под одного участника тендеры. Систему, когда ФАС намеренно отказался от сравнения цен по госконтрактам с рыночными ценами даже там, где это сделать очень просто (цены на лекарства в аптеках, продукты в супермаркетах, топливо на АЗС и цены на соотвествующие товары по госконтрактам). Вместо этого ФАС смотрит на процент снижения цены по контракту от с потолка взятой чиновником начальной цены. Экономический ущерб от деятельности ФАС по госзакупкам оценивается в 2 трлн. руб. минимум. И именно ФАС создала тепличные условия для АО «Сбербанк-АСТ», постоянно вытесняя с рынка иные ЭТП, имеющие опыт работы в реальных конкурентных условиях коммерческих закупок. Такое положение вещей сложилось не только из-за тесных отношений с Германом Грефом, но и личной дружбы Артемьева с главой «Сбербанк-АСТ» Николаем Андреевым – они проживали вместе в Лондоне в начале 2000-х гг. Тот случай, когда дружеские связи ведут не столько к личному обогащению, сколько к ущербу для бюджета страны и созданию неэффективных регулятивных институтов.