zakupki

Срок о переводе госзакупок и закупок госкомпаний (44-ФЗ и 223-ФЗ) скорее всего сдвинется еще на один год. Уже в марте Госдума рассмотрит поправки об обязательном переводе этих закупок в электронный вид во втором чтении и если буксующий уже 2 года законопроект не будет вновь заблокирован лоббистами, то с июля 2018 года заказчикам придется осуществлять закупки исключительно на электронных торгах. А также в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг, который будет создан по новым правилам, внесенным Минэкономразвития в Правительство. Поправки, внесенные Минэкономразвития в конце прошлого года, были одобрены Правительством, но с техническими замечаниями. Эти замечания уже согласованы с Вице-премьером Игорем Шуваловым и направлены в Аппарат Правительства. С 1 января 2018 года госзаказчики будут иметь право определять поставщиков с помощью электронных процедур, а с 1 июля уже в обязательном порядке. также вводятся новые формы электронных процедур, такие как закупки с ограниченным участием, двухэтапные аукционы, позволяющие вводить доптребования к поставщикам. Все заявки должны будут подаваться через электронные площадки (ЭТП). У ЭТП теперь все расчеты будут вестись на спецсчетах открытых в аккредитованных Правительством банках. Отметим, что на сегодняшний день таких ограничений нет. Проценты за размещенные обеспечения перейдут поставщикам, сегодня их получают ЭТП. Также ЭТП будут получать оплату за проведение торгов по установленным государством тарифам. Сама идея спецсчетов нравилась не многим. По прогнозам экспертов, это может стать причиной конфронтации между участниками рынка и государством и может привести к торможению принятия поправок. Утверждение списка банков, аккредитованных Правительством назначено на июнь этого года, а требования к ЭТП и их перечень утвердят только в сентябре. Сделано так для снижения возможности лоббизма.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития насчитали 4 тыс. неконкурентных способов закупок у госкомпаний, в связи с чем определили для них закрытый список конкурентных процедур. Госкомпании обяжут проводить спецторги с участием малого бизнеса на 6 ЭТП, работающих по 44-ФЗ, а также им достанутся приватизационные торги. Также заказчикам оставят возможность проводить остальные закупки на общих основаниях на любой из 160 ЭТП по смягченным правилам, но с размещением информации о них в ЕИС. По прогнозам специалистов, такое разделение потребует дополнительных издержек заказчиков. В связи с этим, компаниям придется выбрать универсальные ЭТП и правила спецторгов, что станет причиной снижения количества ЭТП.

Систему закупок не критикует разве что ленивый, за прошлый год жалоб в ФАС и Счетную палату поступило в 2 раза больше, а к сентябрю госзаказчики должны были предпринимателям порядка 30 млрд. руб. по данным Генпрокуратуры. Также основной претензией остается неконкурентность и неэкономичность закупок госкомпаний. По данным Счетной палаты количество участников в среднем меньше 2, а экономия составляет всего 1,8% от НМЦК).

На сегодняшний день реформа закупочной системы остается без перераспределения полномочий, так Минэкономразвития оставило за собой создание каталога товаров для госзакупок. Каталог будет создан на основе классификатора ОКПД-2 и будет вступать в силу постепенно. в отношении лекарственных препаратов он вступит в силу с 1 марта этого года, а для остальных товаров с 1 октября 2017 года. Этот каталог не позволит заказчикам закупать товары по ценам выше рыночных. Также каталог не будет обезличен, туда будут вносится данные о производителях, ценах и наименованиях при согласовании с Минфином и ФАС.

По нашему мнению, процедурный контроль за госзакупками со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС) бессмысленен и вот почему. Допустим, среднестатистический чиновник Иванов проводит два конкурса. На первый приходит два участника и цена падает на 2%, на второй — 15, после жесткой конкурентной борьбы цена падает на 30%. По какому конкурсу больше обиженных и больше вероятность подать жалобу в ФАС? А имеет ли чиновник мотивацию выбрать совсем неадекватного поставщика? Чтобы сбежал с авансом, отравил детей в детсаду, построенная им школа рухнула через месяц? Это при контроле прокуратуры, при сложившейся системе, когда местные власти всегда и во всем будут виноваты? Скорее всего, он выберет «правильного» поставщика, но заложит свой интерес. Но в России контроль за ценами при государственном и муниципальном заказе практически отсутствует, а процедурный контроль — самый жесткий в мире. А вот в других странах давно поняли, что он не имеет смысла. Дальше больше, вот когда к сотруднику ФАС Петрову придет одна жалоба по первым конкурсам и 14 — по вторым, где он найдет «нарушения»? Очевидно по вторым, хотя реально по ним была конкуренция и экономия для бюджета в 15 раз больше. Принимая во внимание, что он ни за что не отвечает — не за здоровье детей, ни за надежность крыши школы. Он даже не понесет ответственности, если его решение по «сносу» торгов суд признает незаконным. А еще у него самая низкая зарплата из всех органов власти…

Мы проанализировали базу судебных решений ФАС России по 44-ФЗ. В базу за 2014 г. вошли все (более 2,1 тыс.) закупки, по которым ФАС выли выявлены нарушения, и соответствующие решения ФАС были оспорены в судах участниками торгов или заказчиками. По оспариваемым закупкам среднее число заявленных участников составило 3,7, а допущенных к торгам — 2,8. Снижение цены в среднем составило 15,3%. При этом, согласно данным Росстата в 2014 г., в среднем по закупкам в рамках 44-ФЗ в 2014 г., число участников составило 1,8, а снижение цены — 3,8%. Таким образом, оспариваемая закупка — как правило, более конкурентная и с существенно большим снижением цены. Анализ показал, что свыше 3/4 оспариваемых закупок имеют НМЦК <10 млн. руб. Закупки такого размера по международной практике относятся к мелким закупкам (в США 150 тыс. долл., в ЕС — 150 тыс. евро). При этом, 8,5% оспариваемых закупок имеют НМЦК <100 тыс. руб., несмотря на то, что согласно 44-ФЗ этот размер установлен для мелкой закупки. Это ведет к нерациональному использованию бюджетных средств, так как по расчетам НИУ-ВШЭ, издержки на администрирование мелких закупок в случае их проведения по формальным процедурам составляют 21 % НМЦК. Очевидно, что эти издержки не перекрываются потенциальной экономией от конкуренции и снижения цены.

Нельзя согласиться с тезисом, что при контроле за мелкими закупками защищается малый бизнес. В торгах такого размера участвуют почти исключительно субъекты малого предпринимательства (СМП), поэтому решения о выявлении нарушений и пересмотр результатов таких закупок принимаются де факто в интересах одних СМП с ущемлением интересов других СМП. При этом, решения ФАС по свыше 40% оспариваемых закупок отменяются судами, что является высоким для решений органа государственной власти показателем. Перед ФАС стоит задача повышения качества и обоснованности решений, что невозможно без концентрации на крупных нарушениях и контроле за крупными закупками при отказе от контроля за мелкими.