2 августа Русская Православная церковь выступила против рекламы безалкогольного пива. Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ Владимир Легойда назвал лицемерием финансирование пивоваренными компаниями рекламы безалкогольного пива. Рекламу безалкогольного пива можно отнести к так называемым зонтичным брендам и она стимулирует потребление обычного алкогольного пива соответствующих марок.
Представитель РПЦ подчеркнул, что в последнее десятилетие государство при поддержке широких общественных и церковных объединений предприняло ряд шагов по ограничению злоупотребления алкоголем, в том числе шаги по запрету алкогольной рекламы. Результатом такой политики стало сокращение смертности, рост продолжительности жизни, выход страны на небольшой, но всё же положительный естественный прирост населения. Возобновление же рекламы алкоголя под видом безалкогольного пива, по словам Легойды, может повернуть эту тенденцию вспять. Такой «безвредный» напиток вызывает ассоциации с обыкновенным пивом.
«Реклама алкоголя — давно закрытая тема в нашем обществе. Сложился широкий консенсус относительно ее недопустимости, обнадеживают данные о падении потребления спиртосодержащих напитков», — сказал Легойда.
Он также отметил, что рынок безалкогольного пива в России мизерный и «перспективы его роста оцениваются большинством экспертов скептически». По мнению эксперта, если пивоварни действительно имеют целью расширение рынка безалкогольного пива, они должны создать новые бренды, не имеющие «алкогольного прошлого».
Первый председатель комитета ГД по образованию и науке, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко согласен с Легойдой. Саму суть безалкогольного пива Онищенко назвал «вопиющим лукавством».
Вопиющее лукавство, которое формально ничего не нарушает, а на самом деле является оправданием нарушения закона, что, во-первых, безалкогольного пива нигде нет — его не производят в тех количествах и никому в голову не пришло его рекламировать. Просто пользуются поводом, что там где-то какая-то полуразмытая клякса стоит, что якобы там ноль процентов алкоголя.
Онищенко допустил, что в случившемся виновата Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая «хорошо смотивирована пивной мафией». Онищенко предположил, что примеру пивоваренных компаний могут последовать продавцы другой аналогичной продукции и создать, например, безалкогольную водку.
Напомним, летом 2016 года рекламу безалкогольного пива своим «разъяснением» разрешила ФАС (примечательно, что мы даем ссылку на письмо заместителя руководителя ФАС России Сергея Пузыревского, размещенную на сайте Саратовского УФАС, а на сайте центрального аппарата соответствующая ссылка не работала, открывался пустой лист – видимо есть что скрывать).
По сути, по нашему мнению господин Пузыревский своим письмом нарушил федеральный закон «О рекламе» и перечеркнул многолетнюю борьбу антимонопольщиков против т.н. «зонтичных» брендов (когда под видом минеральной воды рекламировалась водка и т.п.). Очевидно, что рекламируя безалкогольное пиво, рекламируется весь бренд, что способствует росту потребления «обычного», алкогольного, пива, и как следствие, рост алкоголизации населения с связанных с ним негативных эффектов на здоровье и продолжительность жизни.
Неудивительно, что ситуацией вокруг рекламы безалкогольного пива озаботилась не только Церковь, но и Роспотребнадзор. Роспотребнадзор провел совещание с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) по вопросу запрета рекламы безалкогольного пива на телевидении, хотя по законодательству продвижение такой продукции не ограничено. Роспотребнадзор считает формулировку «безалкогольное пиво» некорректной по причине наличия определения пива в ч. 7 ст. 2 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» как алкогольная продукция с содержанием этилового спирта. А та продукция, которая рекламируется должна называться пивным напитком или напитком на основе пива, считают в ведомстве. Также потребители воспринимают такую рекламу как продвижение алкогольной продукции, а не безалкогольного аналога. При этом, пивные компании не рекламируют в своих роликах мужчин за рулем употребляющих безалкогольное пиво, а вот сюжеты с вечеринками где явно пьют алкоголь используются постоянно.
Эксперты считают, что потребители ассоциируют рекламу безалкогольного пива с продвижением алкоголя, а также что ограничения, накладываемые на рекламу пива, являются неэффективными. В соответствии со ст. 21 38-ФЗ «О рекламе» продвижение алкогольной продукции запрещено в транспорте, на билбордах, в печатных изданиях, на телевидении и радио, а также в интернете. Но разрешено в магазинах и есть исключения, пиво и пивные напитки, отечественные вина и шампанское можно продвигать в печати кроме первой и последней страниц, а также вина и шампанское можно рекламировать на телевидении и радио в ночное время с предупреждением о вреде употребления алкоголя. Также возможно рекламирование пива при проведении официальных спортивных мероприятий за исключением детско-юношеских.
ФАС больше не борется с зонтичными брендами, а наоборот защищает интересы водочников и иностранных пивных компаний позволяя им под видом безалкогольных напитков рекламировать свою продукцию. Например, реклама безалкогольного пива «Bud» (ООО «САН ИнБев»), которая распространяется на телеканалах в дневное время и в сети Интернет. При этом товарный знак безалкогольного пива «Bud» тождествен до степени смешения с товарным знаком алкогольного пива «Bud». Таким образом, «обходится» ряд ограничений, установленных ст. 21 38-ФЗ и нарушаются требования данного закона. Таким же образом рекламируется ряд других брендов алкогольного пива. Это уловка рекламщиков. Кроме того, реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных. Было время, когда на телевидении запретили рекламу водки. Так производители, недолго думая, выпустили минералку — с таким же дизайном и таким же названием, как у оригинальной водки. Однако, с 2006 года 38-ФЗ в России запрещено использование зонтичных брендов с целью рекламы товаров, реклама которых запрещена. Однако, пиво под такой запрет попадает лишь косвенно — реклама пива не запрещена, а ограничена, а безалкогольное пиво вполне может считаться самостоятельным продуктом. Странно то, что такой поток рекламы безалкогольного пива начался только недавно.
Очевидно также, что подобные письма-«разъяснения» имеют весьма определенный денежный эффект на рост продаж компании, и остается только догадываться, в каком размере компании могут «поделиться» этим эффектом с коррумпированными чиновниками.
Это далеко не единственное разъяснение ФАС подобного рода. На нашем сайте существует целый раздел, посвященный связям ФАС с алкогольным лобби: http://nationalinterest.ru/category/criticism/alco.