Игорь Артемьев заявил, что «Газпром» ведет себя закрыто в части закупок, а это одновременно ведет к росту коррупционной составляющей. «Нынешний 223-ФЗ (Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», прим. Реформа ФАС) позволяет Газпрому без закупочных процедур отдавать подряды. Идет сложный процесс согласования поправок в 223-ФЗ, в связи с сопротивлением со стороны Минэкономразвития и «Газпрома». Данные поправки обязуют «Газпром» осуществлять закупки через сайт zakupki.gov.ru», — отмечает руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Госкомпании «Роснефть» и «Газпром» ранее просили исключить их из-под действия закона о закупках госкомпаний. Они просили вывести из-под закона финансовые и внутригрупповые сделки, а также сделки с недвижимостью. В Минэкономразвития эти предложения отвергли, а всю систему государственных закупок позднее раскритиковали за отсутствие конкуренции.
По мнению Артемьева, Газпром намеренно тормозит законодательные инициативы ФАС по повышению уровня прозрачности госзакупок. «Известные лоббисты и прежде всего газовая монополия, наш так называемый «национальный чемпион», предпринимали усилия, чтобы наши законодательные инициативы в отношении изменения законодательства по повышению прозрачности госзакупок не прошли», — заявлял Артемьев. Тем самым глава ФАС занимается дешевым пиаром, используя критику Газпрома как аргумент для продавливания своих поправок в 223-ФЗ. При этом, дел по закупкам Газпрома ФАС возбуждает крайне мало, если же возбуждает, то штрафы не накладывает. Например, в делах о закупке труб Газпрома, и по тендеру «Сила Сибири», ФАС также распространяла громкие заявления в СМИ. По словам Артемьева, тогда «Газпром» нарушил «все антимонопольное законодательство, какое возможно», и после столь громких заявлений, ФАС забыла наложить штрафы. На этом фоне индивидуальные предприниматели, ТСЖ, преследуются по всей строгости закона и штрафы накладываются за то, что на Западе считается обычной практикой.
Таким образом, критика (зачастую справедлива) в адрес Газпрома используется руководителем ФАС лишь как повод, чтобы провести подготовленные регулятором поправки в 223-ФЗ. Эти поправки нужны не для того чтобы пресечь нарушения Газпрома, ведь ФАС не делает это сейчас. Подготовленные регулятором законодательные изменения установят мелочный процедурный контроль за небольшими компаниями, например котельные. При этом мелочный процедурный контроль бессмысленен и неэффективен, как показала практика в 44-ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Допустим, среднестатистический чиновник Иванов проводит два конкурса. На первый приходит два участника, и цена падает на 2%, на второй — 15, после жесткой конкурентной борьбы цена падает на 30%. По какому конкурсу больше обиженных и больше вероятность подать жалобу в ФАС? А имеет ли чиновник мотивацию выбрать совсем неадекватного поставщика? Чтобы сбежал с авансом, отравил детей в детсаду, построенная им школа рухнула через месяц? Это при контроле прокуратуры, при сложившейся системе, когда местные власти всегда и во всем будут виноваты? Скорее всего, он выберет «правильного» поставщика, но заложит свой интерес. Но в России контроль за ценами при государственном и муниципальном заказе практически отсутствует, а процедурный контроль — самый жесткий в мире. А вот в других странах давно поняли, что он не имеет смысла. Дальше больше, вот когда к сотруднику ФАС Петрову придет одна жалоба по первым конкурсам и 14 — по вторым, где он найдет «нарушения»? Очевидно по вторым, хотя реально по ним была конкуренция и экономия для бюджета в 15 раз больше. Принимая во внимание, что он ни за что не отвечает — не за здоровье детей, ни за надежность крыши школы. Он даже не понесет ответственности, если его решение по «сносу» торгов суд признает незаконным. А еще у него самая низкая зарплата из всех органов власти…
Мы проанализировали базу судебных решений ФАС по 44-ФЗ. В базу за 2014 г. вошли все (более 2,1 тыс.) закупки, по которым ФАС были выявлены нарушения, и соответствующие решения ФАС были оспорены в судах участниками торгов или заказчиками. По оспариваемым закупкам среднее число заявленных участников составило 3,7, а допущенных к торгам — 2,8. Снижение цены в среднем составило 15,3%. При этом, согласно данным Росстата в 2014 г., в среднем по закупкам в рамках 44-ФЗ в 2014 г., число участников составило 1,8, а снижение цены — 3,8%. Таким образом, оспариваемая закупка — как правило, более конкурентная и с существенно большим снижением цены. Анализ показал, что свыше 3/4 оспариваемых закупок имеют НМЦК <10 млн. руб. Закупки такого размера по международной практике относятся к мелким закупкам (в США 150 тыс. долл., в ЕС — 150 тыс. евро). При этом, 8,5% оспариваемых закупок имеют НМЦК <100 тыс. руб., несмотря на то, что согласно 44-ФЗ этот размер установлен для мелкой закупки. Это ведет к нерациональному использованию бюджетных средств, так как по расчетам НИУ-ВШЭ, издержки на администрирование мелких закупок в случае их проведения по формальным процедурам составляют 21% НМЦК. Очевидно, что эти издержки не перекрываются потенциальной экономией от конкуренции и снижения цены.