Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев в интервью ТАСС заявил, что параллельный импорт (ввоз брендированного товара без разрешения правообладателя) в России будет разрешен. По его словам Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) поддержала эту идею, а также соответствующие полномочия получил Вице-Премьер Игорь Шувалов от Премьер-Министра Дмитрия Медведева и Президента Владимира Путина. На данный момент страны ЕАЭС должны аккумулировать предложения по товарам для которых необходимо введение параллельного импорта. К чему может привести введение параллельного импорта в России?
Введение режима параллельного импорта в России вызовет снижение эффективности защиты интеллектуальной собственности, предоставляемой субъектам инновационной деятельности в России. Патенты и товарные знаки, в сущности, предоставляют их обладателям исключительное право контроля производства и продажи продукции, которая защищена такими правами в различных странах. Поскольку права интеллектуальной собственности основаны на принципе национальной территориальности, субъектам инновационной деятельности в области фармацевтики необходимо заботиться о регистрации и защите своих прав в каждой отдельной стране, в которой они хотят осуществлять коммерческую деятельность и продавать свою продукцию. Другими словами, как международные, так и местные фармацевтические компании для обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности должны обратиться в российские государственные органы (такие, как РосПатент и Министерство здравоохранения). После предоставления таких прав, фармацевтической компании предоставляются исключительные права в отношении ее собственной продукции в России.
Режим параллельного импорта подразумевает то, что, если продукция продается в какой-либо стране законными обладателями прав на нее или дистрибьюторами (например, в Индии), для третьей стороны, которая не является законным правообладателем, открывается возможность импортировать и продавать такую продукцию в другой стране (например, в России) без получения разрешения законных правообладателей в этой стране (т.е. в России). Это, в свою очередь, означает, что законные правообладатели в России (т.е. фармацевтическая компания) больше не будут иметь исключительного права вести коммерческую деятельность, и им придется конкурировать с торговыми посредниками, которые импортируют продукцию из других стран.
В случае введение режима параллельного импорта российская фармацевтическая политика будет пытаться двигаться в двух противоположных направлениях — с одной стороны, пытаясь повысить уровень защиты интеллектуальной собственности, которая предоставляется фармацевтическим компаниям, а другой – принимая режим параллельного импортирования, который снижает способность таких компаний вести свою коммерческую деятельность. Здесь необходимо отметить, что текущий уровень интеллектуальной защиты в России уже достаточно низок. К примеру, по последним данным Всемирного центра интеллектуальной собственности, индекс интеллектуальной собственности указывает, на то, что в российской среде интеллектуальной собственности по-прежнему существуют проблемы – итоговый показатель составил 11,17 из 25 максимально возможных баллов, т.е. менее 45% от максимально высокого показателя (Всемирный центр интеллектуальной собственности, 2012 г.). Российское правительство заявило о своем стремлении повысить уровень защиты фармацевтической интеллектуальной собственности в области патентной защиты, защиты нормативных данных, товарных знаков, борьбы с контрафакцией.
Также следует отметить, что наиболее развитые страны/регионы-участники ОЭСР с самым высоким доходом, такие как Австралия, Япония, ЕС, Швейцария и США, приняли решение не вводить режим параллельного импорта на своих территориях, либо ввели его со строгими ограничениями, особенно в отношении лекарственных препаратов (Maskus 2001). Даже в Европейском союзе, где параллельный импорт разрешен, не допускается параллельный импорт из стран, не являющихся членами ЕС. Более того, в этих странах уже организована весьма надежная среда интеллектуальной собственности и защиты пациентов, которая обеспечивает для фармацевтических компаний дополнительные стимулы и средства для ведения коммерческой деятельности на различных рынках таким образом, что их коммерческие интересы защищены, и безопасность пациентов гарантирована.
Одновременно с этим, одним из основных пунктов программы Стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 г. является создание отечественной инновационной, основанной на проведении исследований фармацевтической промышленности в России. С этой целью, как российское правительство, так и фармацевтическая промышленность (местные и международные компании) прилагают значительные усилия, чтобы претворить замыслы в реальность, в частности путем увеличения долгосрочных инвестиций, укрепления сотрудничества на международном и местном уровне, создания научно-исследовательских лабораторий и производственных предприятий и т.д. Введение режима параллельного импорта не будет способствовать таким усилиям и, по всей вероятности, лишь будет им препятствовать. Режим параллельного импорта основан на убеждении, что третьи стороны (посредники) могут использовать ценовую разницу в различных странах для того, чтобы импортировать лекарственные препараты из стран, где цена на эти препараты ниже, чем на российском рынке. Исследования и прошлый опыт (в частности, опыт ЕС) свидетельствуют о том, что режим параллельного импорта будет выгоден, главным образом, только для посредников, и для пациентов разница в цене будет незначительной. Например, по оценкам, доля параллельного импорта на рынке в Европе близка к 20%, при этом прибыль посредников иногда была в 20 раз выше, чем экономия для пациентов (Kanavos and Kowel, 2007). В результате введение режима параллельного импорта может навредить Стратегии российского правительства на период до 2020 г., поскольку может снизить экономическую выгоду, которую способна получить фармацевтическая промышленность в России примерно на 20%.
Что касается детских товаров, то на данный момент существует проблема наличия на российском рынке детских игрушек сделанных из опасных материалов. Параллельный импорт повысит процентное соотношение таких товаров по отношению к качественным.