В конце прошлого года, в Комитете Госдумы по информполитике, прошло обсуждение законопроекта, разработанного Медиа-коммуникационным союзом (МКС) об ограничении иностранного участия на рынке онлайн-кинотеатров. Иностранные компании смогут владеть не более чем 20% компаний с видеосервисами. В МКС входят крупнейшие операторы связи и медиахолдинги – «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа» (НМГ), «CTC медиа» и др. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против этого законопроекта, так как по мнению ведомства, это однозначно приведет к сокращению числа участников рынка. При этом ФАС считает, что отказываться от такой нормы не стоит если при этом речь идет о нацбезопасности с учетом вопросов развития конкуренции на этом рынке. По мнению специалистов ФАС, государство занимается созданием дорожных карт по привлечению инвестиций, но при этом вводит нормы, которые ограничивают их приток.
В последней версии документа, для ограничения сделаны исключения: оно не будет распространяться на стратегические компании, на объекты международных соглашений или тех, кому специальное разрешение выдала Правительственная Комиссия по иностранным инвестициям. Для того что бы механизм с Комиссией работал, необходимо внести соответствующие изменения, так как Комиссия одобряет сделки, а не выдает разрешения на ведение деятельности в России. При этом в ФАС отмечают, что исключения не совсем понятны, если готовится закон, то он должен распространяться на всех игроков. В данной версии из-под действия закона выведены сервисы с пользовательским контентом – Youtube и Вконтакте. Также специалисты ФАС отмечают востребованность пользовательского контента, а ограничения на него не распространяются, тот же Youtube неподконтролен, соответственно о какой нацбезопасности можно говорить. Разработчики проекта не смогли объяснить, чем мешают государству иностранцы, владеющие подобными сервисами сославшись на их влияние на общественное мнение. При этом представители экспертного сообщества отмечают, что реклама размещается только от официальных селлеров. Также эксперты говорят, что рассматриваемая в законопроекте область еще не приобрела тех очертаний, по которым мы могли бы судить о ее целостности, соответственно регулировать еще не готовый продукт вредно, иначе можно все порушить. Тем более что направление развития онлайн-кинотеатров очень рискованное и убыточное, в связи с чем накладывать ограничения на тех инвесторов кто как раз активно этим занимается преждевременно. Некоторые отмечают, что государству необходимо найти механизмы, стимулирующие инвестирование со стороны российского бизнеса в этот сегмент, иначе рынок останется в руках крупнейших продавцов контента – Google и Apple, для которых этот законопроект создает привилегированные условия. представители Комитета Госдумы по информполитике предложил создать рабочую группу по дальнейшей проработке этого законопроекта и выяснения имеет ли этот законопроект право на существование. В срок до 6 января Комитет ожидает заключений на документ от Правительства, Администрации Президента, Общественной и Счетной палат.
Позиция ФАС кажется более чем странной. Рынок онлайн-кинотеатров не имеет высоких входных барьеров, чтобы этот бизнес трудно было организовать российским хозсубъектам. К тому же, онлайн-кинотеатры, расположенные вне российской юрисдикции, сложнее привлечь к ответственности за нарушение законодательства о рекламе (пользователи онлайн-кинотеатров постоянно сталкиваются с навязчивой рекламой запрещенных товаров и услуг — казино, интим-услуг и т.д.). Это далеко не первый случай, когда ФАС и ее руководитель Игорь Артемьев защищает интересы иностранного бизнеса.