Источник изображения

Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Приморский торговый порт» (Ленинградская обл.), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы порта на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в навязывании контрагентам условий об обязательном потреблении швартовных услуг в типовом проекте договора на оказание услуг по обслуживанию морских судов, экологических услуг и швартовных операций, в том числе в навязывании услуг буксирных организаций.
ФАС установила доминирующее положение порта на рынке услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах (притом, что географическими границами рынка ФАС сочла территорию Морского порта Приморск). ФАС удостоверилась в том, что ООО «ПТП» является единственным оператором Приморского морского порта.
Суды пришли к выводу о злоупотреблении портом доминирующим положением в означенных выше продуктовых и географических границах, основываясь на признаках навязывания контрагентам положений договора, изменяющих ранее существовавшие условия функционирования рассматриваемой рыночной среды (при том что появившиеся новые условия функционирования порта получили негативную реакцию не только у АО «Роснефтефлот», но и у морских агентов, их ассоциации; по сути деятельность порта стала монополизированной там, где таковая не должна иметь естественно монопольной составляющей).
Как установлено судами, Морской порт Приморск предназначен для перевалки нефти и нефтепродуктов класса 3 опасности Международной морской организации; этот порт принимает танкеры с двойным корпусом и двойным дном, в порту осуществляется буксирное обеспечение. Буксировку нефтяных танкеров, прибывающих в порт Приморск и иных судов, осуществляют две компании — АО «СоюзФлотПорт» и АО «Роснефтефлот». По мнению ФАС, включение портом в типовой договор с морскими агентами спорных условий подтверждает наличие в действиях ООО «ПТП» нарушения антимонопольного законодательства, поскольку навязывание таких условий морским агентам ограничивает допуск на рынок услуг буксирных организаций АО «Роснефтефлот». По мнению ФАС, что «Руководство по обработке судов на морском терминале, эксплуатируемом обществом» принято ООО «ПТП» с превышением полномочий. ФАС сочла, что требование об обязательном соблюдении Руководства в типовой форме договора является навязыванием невыгодных условий и влечет ограничение конкуренции.
Как отметил апелляционный суд, включение ООО «ПТП» в типовой договор условий, согласно которым в стоимость обязательных швартовных операций, оплачиваемых морским агентом (судовладельцем), включены услуги береговой бригады швартовщиков и специализированного пожарного судна, свидетельствует о нарушении, выражающемся в требовании от судовладельцев (морских агентов) оплаты услуг, уже оплаченных грузовладельцем, а равно и нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Суды подчеркнули, что в рамках рассматриваемых правоотношений другая сторона (контрагент порта) была поставлена в положение, существенно затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора. Компанией не раскрыты какие-либо позитивные последствия для порта, его деятельности касательно нового периода (этапа) взаимодействия с морскими агентами, в том числе с точки зрения сбалансированного устойчивого и эффективного функционирования порта как определенной сложной рыночной среды, требующей как определенного уровня безопасности, так и адекватного взаимодействия значительного числа хозяйствующих субъектов; не указан ни один агент, который был бы экономически заинтересован в сохранении соответствующих изменений, а не в возвращении к ранее существовавшим условиям (при должном уровне требований к безопасности портовой деятельности). (Дело № А56-63079/2018)