17883945_1918224715063213_942663405678414142_n

В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба ООО «Шупашкартранс-К» на действия МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» на необоснованное повышение тарифов на использование одной опоры для размещения волоконно-оптических линий связи. По результатам рассмотрения жалобы ФАС возбудила дело в отношении МУП по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 135-ФЗ путём установления экономически обоснованного тарифа (платы) на обслуживание одной опоры контактной сети, не превышающего сумму необходимых для указанной услуги расходов и прибыли. Регулятор наложил штраф в размере 300 тыс. руб.
ООО «Шупашкартранс-К» осуществляет деятельность по оказанию населению телематических услуг связи, в том числе предоставляет доступ в Интернет. На основании договора, заключенного с МУПом, ООО «Шупашкартранс-К» размещает свои волоконно-оптические линии связи на опорах контактной сети г. Чебоксары, находящихся в хозяйственном ведении МУПа. В 2008 году стоимость использования одной опоры составляла 35 руб. С середины 2010 года – 50 руб., в 2010 году – 72 руб., с июня 2012 года – 106 руб., а с 01.07.2014 – 124,5 руб.
По мнению ООО «Шупашкартранс-К», МУП, занимая доминирующее положение на указанном рынке, необоснованно повышало стоимость услуг. Тариф вырос практически в 5 раз. Приказом ФАС от 07.05.2015 МУП «ЧТУ» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, с долей на рынке услуг по предоставлению в пользование опор контактной сети для размещения оптических линий связи при оказании услуг электросвязи на территории города Чебоксары составляет более 50%. Законность и обоснованность этого приказа проверялась Арбитражным судом Волго-Вятского округа, который своим решением отказал в удовлетворении заявления МУПа о признании названного ненормативного правового акта недействительным. Несмотря на то, что ведение указанного реестра отменено «четвертым антимонопольным пакетом» с 2016 г., суд подтвердил законность указав, что доля МУП «ЧТУ» на рынке предоставления опор для размещения ВОЛС составляла 71,5% в 2013 году и 69,7% в 2014 году. (Дело № А79-6766/2015).
МУП «ЧТУ» объяснило увеличение тарифа объективными причинами. Так, увеличилось время на обслуживание опоры на 3,4%; увеличились цены на бензин с 25,2 рублей за литр до 27,7 рублей за литр; увеличился расход бензина в расчёте на одну опору с 2,9 литра до 3,9 литра; увеличился фонд оплаты труда основных рабочих.
Однако по мнению ФАС, в структуру калькуляционных статей накладных расходов МУП включило статью расходов «Износ резины» в размере 13,9 млн. руб. При этом эта сумма отражает затраты МУПа, связанные с износом шин, используемых троллейбусами, осуществляющими перевозки пассажиров в г. Чебоксары. Калькуляционная статья «Амортизация» в структуре накладных расходов принята в размере 39,2 млн. руб., и эта сумма взята из фактических расходов по основной деятельности МУП «ЧТУ» за 2012 г. (пассажирские перевозки). Калькуляционная статья накладных расходов «Тепловая энергия, вода, электрическая энергия, газ» принята в размере общем по предприятию – 13 млн. руб. То есть МУП, мотивируя повышение расходов на содержание опор контактной сети, используемой главным образом для осуществления основной деятельности по перевозке пассажиров, в состав расходов включило те расходы, которые непосредственно связаны с его основной деятельностью, но не имеют отношения к деятельности по предоставлению этих опор для размещения ВОЛС. МУП представило анализ доходов и расходов по содержанию опор контактной сети за 2012 – 2014 гг., согласно которому себестоимость обслуживания одной опоры в 2012 году составила 370 руб., в 2013 году – 367 руб., в 2014 году – 349 руб. Между тем, МУП вправе изменить стоимость использования опор с учётом инфляции и изменения стоимости затрат по их содержанию. В рассматриваемом случае МУП сам указывает на ежегодное снижение себестоимости обслуживания опор, в то же время увеличивая цену для пользователя. В результате 1 Арбитражный апелляционный Суд отказал в отмене решения ФАС. (Дело № А79-5003/2015)