200503_original

Стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесла в Правительство Проект Указа Президента «Об основных направлениях государственной антимонопольной политики и Национального плана развития конкуренции на 2017-2018 годы» — под грифом «для служебного пользования» (ДСП). В Указе отмечен рост участия государства в экономике, в связи с чем регулятор предлагает закрепить запрет для государства покупать акции компаний, работающих на конкурентных рынках, но не касаясь предприятий, имеющих стратегическое значение для обороны и безопасности. Против таких предложений ФАС уже выступили Минстрой, Минэнерго и Минэкономразвития.

Также ФАС предлагает более тесную работу с силовыми ведомствами, а также новые идеи по тарифному регулированию. Силовые структуры согласовали проект без замечаний. Регулятор предложил Генпрокуратуре координировать работу с силовыми структурами для отслеживания в том числе картельных сговоров, так как считают основной угрозой для экономики. Число картельных дел выросло с 410 в 2015 году до 497 в 2016 году. В части тарифного регулирования ФАС предлагает метод сопоставимых рынков и метод долгосрочного периода регулирования. Еще ФАС хочет предложить Правительству единый порядок разработки инвестиционных программ госмонополий, с обязательным условием принятия их антимонопольным органом. Минэкономразвития считает такой подход нецелесообразным, так как есть отдельный порядок согласования программ для каждой отрасли.

Отметим, что руководитель ФАС Игорь Артемьев заявлял о том, что хочет услышать поддержку Президента во время ежегодного послания Федеральному собранию, но так и не дождался. Президент решил отметить про недостаточное развитие конкуренции как внутреннюю проблему, не поддержав инициативу ФАС.

Проект Национального плана содержит предложения по снижению административных барьеров. Также он содержит предложение Президенту обязать Правительство ввести ограничение госкомпаниям и унитарным предприятиям покупать акции компаний, а также разрешать отчуждать профильные активы на конкурентных рынках. Такие поправки ФАС готова разработать к юлю следующего года. При этом ФАС удалось продавить две идеи из Национального плана которые уже выполняются по поручению Председателя Правительства Дмитрия Медведева, в том числе «дорожные карты» развития конкуренции которые должны утвердить 10 отраслевых министерств до 1 марта 2017 года и согласование с ФАС создание унитарных предприятий. В этом месяце ФАС готова будет внести соответствующий законопроект в Правительство. Отметим, что ФАС проталкивает эту идею с 2012 года, ранее в июне этого года Совет Федерации заблокировал эту идею при принятии закона об иммунитетах и Госдума вычеркнула эту норму из законопроекта. Единственное с чем согласились ФАС и Минэкономразвития это 10% доля малого бизнеса в закупках крупных частных компаний (с выручкой свыше 7 млрд руб. в год) имеющих государственные и муниципальные преференции.

Документ, первые версии которого обсуждались открыто, вдруг получил гриф ДСП. Это сделано для того, чтобы прекратить широкое общественное обсуждение проекта, проигнорировать мнения экспертов и предпринимательского сообщества. При этом, проект ФАС затрагивает основы экономической стратегии государства.

Проект Указа предлагает признать недопустимым введение, а также сохранение ранее введенных любых ограничений и запретов, создающих дискриминационные условия в отношении отдельных видов деятельности, производства и оборота отдельных видов товаров. По сути, ФАС России предлагает запретить в нашей стране промышленную политику, поскольку последняя априори предполагает введение ограничений или «дискриминационных» (с точки зрения антимонопольного законодательства) условий. Например, в нашей стране экспортные пошлины платят только экспортеры сырьевых товаров, пониженные ставки страховых взносов (14% вместо 30%) предусмотрены для ИТ-компаний, а на субсидии из бюджетов субъектов РФ могут рассчитывать не все промышленные предприятия, а только предпринявшие мероприятия по модернизации производства, переподготовке кадров и т.д.

В соответствии с пунктом 6 проекта Национального плана предусматривает запрет на приобретение государством акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на конкурентных рынках.Однако развитые государства могут вступить в капитал компаний на конкурентных рынках, либо в интересах национальной безопасности, либо чтобы поддержать их в период кризиса, либо по иным основаниям. Например, на протяжении длительного времени по 20% составляют доля Французского правительства в компании Renault и доля Федеральной земли Нижняя Саксония в Германии в компании Volkswagen. Правительство США в кризисное время спасло General Motors от банкротства, не только предоставив ему финансовую помощь, но и став владельцем 60% акций[1]. Также в разгар кризиса Правительство США вошло в капитал крупных банков. В самой быстрорастущей экономике мира – китайской – несмотря на приватизацию, правительство сохраняет пакеты в 1000 крупных предприятий. Другими словами, поддерживая курс Правительства РФ на поэтапный выход из капитала некоторых госпредприятий, нельзя согласиться с предложением ФАС России полностью запретить государству покупать акции компаний на конкурентных рынках. Это лишит Россию возможности поддержать бизнес в кризисной ситуации, и одного из важных инструментов промышленной политики.

В целом, предложения Проекта указа и Национального плана можно охарактеризовать как худший вариант «вашингтонского консенсуса» начала 1990-х, от которого впоследствии отказались даже многие его разработчики. Реализация проекта Указа в представленной редакции поставит Россию на один уровень с беднейшими странами Африки и Латинской Америки, сорвет наметившиеся положительные тенденции по диверсификации экономики, закрепит роль России как сырьевого придатка.

Национальным планом предусматривается введение т.н. антимонопольного комплайенса — системы внутреннего предупреждения нарушений, которая состоит из оценки рисков самой компанией и соответствующих мер по их снижению. Если компания примет новые правила игры и докажет наличие системы внутреннего предупреждения, для нее «оборотный» штраф может быть уменьшен на 1/8. В результате от этого выигрывают только крупные компании, у которых есть возможность и средства, чтобы нанять антимонопольных юристов, а у малого и среднего бизнеса такие возможности отсутствуют.

Более того, ФАС России хочет сделать комплайенс обязательным для госкомпаний, ГУПов и МУПов и естественных монополий и занятых регулируемыми видами деятельности. Учитывая, что естественно-монопольные виды деятельности в виде собственных котельных, водокачек, объектов сетевого или коммунального хозяйства есть у практически всех промышленных, большинства научных и сельхозпредприятий, и даже у индивидуальных предпринимателей, ТСЖ, ЖСК и т.д., де факто предложение ФАС России заключается в следующем: обязать всех хозяйствующих субъектов нанять антимонопольных юристов.

Этот новый вид «юридического налога» нанесет колоссальные издержки (в случае с госкомпаниями, госучрежденими и ГУПами, МУПами – издержки для бюджета страны), что абсолютно неприемлемо в нынешней кризисной ситуации. Учитывая связи руководства ФАС России с иностранными и отечественными антимонопольными юристами, это предложение имеет явную коррупционную направленность. Кроме того, в условиях, когда в ФАС России отсутствуют стандарты правоприменения, не утверждены разъяснения по многим вопросам антимонопольного законодательства, ведомство постоянно проводит политику двойных стандартов применяя разные подходы в аналогичных делах, ни одна компания не сможет полностью застраховаться от антимонопольных рисков.

Также предлагается включение дисциплины «конкурентное право» в образовательные программы высшего профессионального образования, а реализация этого пункта потребует дополнительных бюджетных ассигнований. При этом, число антимонопольных юристов уже сейчас представляется избыточным. Так, по числу возбужденных дел по основным составам ФАС России превышает аналогичные показатели ведущих стран вместе взятых[2]. Перед ведомством и стоит задача снижения количества дел, особенно мелких, а также снижение давления на предпринимательский сектор. Эта задача признается руководителем ФАС России И.Ю. Артемьевым, по оценкам которого, после вступления в силу «4-го антимонопольного пакета» число дел ФАС России должно сократиться в 3-4 раза. Сокращение числа дел неизбежно снизит спрос на услуги антимонопольных юристов, поэтому расширение числа выпускников по специальности «Конкурентное право», особенно за бюджетный счет, представляется нецелесообразным.

[1]Сегодня компания снова является прибыльной, начинает возвращать кредит, а госпакет сократился до 30%

[2]По злоупотреблению доминирующим положением в России ежегодно возбуждается 2,5-3 тыс. дел, В топ-35 стран суммарно – 600-700 дел. http://www.globalcompetitionreview.com/shop/