kl

6 Арбитражный апелляционный Суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области». Причиной стали ошибки в определении рыночных долей на рынке обследований территории на наличие клещей, а также утверждение регулятора об отсутствии сопоставимых рынков. Между тем, любому школьнику известно, что клещи в России распространены широко за пределами Амурской области, и каждую весну во многих регионах Сибири, Урала и Дальнего Востока проводится кампания по профилактике клещевого энцефалита.
Началось с того, что в ФАС поступила жалоба ООО «Городская дезинфекционная станция», в которой содержались доводы об установлении учреждением монопольно низкой цены на оказываемые услуги. Регулятор возбудил дело в отношении учреждения по
признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ, в виде установления монопольно низкой стоимости услуг по акарологическому обследованию территории на наличие клещей путем издания приказа «Об утверждении прейскуранта цен». Приказом учреждения от 16.07.2014 утвержден прейскурант цен на выполнение работ и оказание услуг специалистами учреждения. В частности, установлена стоимость услуг по акарологическому обследованию объектов:
— площадью до 200 кв.м – 1299 руб. за объект;
— площадью от 201 кв.м до 1000 кв.м – 1900 руб. за объект;
— площадью 1001 кв.м до 2000 кв.м – 3300 руб. за объект;
— площадью от 2001 кв.м и выше – 6000 руб. за объект.
Приказом учреждения от 14.04.2015 стоимость услуг по акарологическому обследованию объектов установлена в следующем размере:
— площадью до 200 кв.м – 500 руб. за объект;
— площадью от 201 кв.м до 1000 кв.м – 890 руб. за объект;
— площадью 1001 кв.м до 2000 кв.м – 1470 руб. за объект;
— площадью от 2001 кв.м до 10 000 кв.м – 1670 руб. за объект;
— площадью от 10 001 кв.м и выше – 2880 руб. за объект.
В процессе проведенного ФАС анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по энтомологическому (акарологическому) обследованию территорий на наличие клещей в Амурской области установлено, что доля учреждения на рынке в 2014 году составила 53,5%, в 1 полугодии 2015 года – 61%. Доля учреждения на рынке соответствующих услуг оставалась неизменной в течение года, увеличилась и не отклонялась более чем на 10%. На основании изложенного ФАС пришла к выводу о доминировании учреждения на рынке услуг по энтомологическому (акарологическому) обследованию территорий на наличие клещей в Амурской области. Также регулятор пришел к выводу о необоснованности занижения учреждением нормативов времени работы энтомолога и, как следствие, цены оказываемых услуг.
Судом установлено, что до вынесения решения по существу учреждением в антимонопольный орган предоставлялись доказательства, опровергающие распределение долей, установленных в анализе состояния конкуренции, проведённом на основании представленных третьими лицами документов. Этот довод суда ФАС не оспаривался. Однако в приобщении доказательств, представленных учреждением, к материалам дела ФАС отказал. в результате, исследовав мотивы отказа в приобщении доказательств, суд находит их незаконными, и противоречащими ч. 4 ст. 5, ст. 45.1 135-ФЗ. Составление аналитического отчета не снимает обязанности с антимонопольного органа надлежащим образом установить распределение долей на соответствующем товарном рынке.
Кроме того, ФАС оставлены без внимания, не проверены и не нашли своего отражения в оспариваемом решении доводы учреждения о наличии группы лиц (вследствие супружеских отношений единственных учредителей) общества «Городская дезинфекционная станция» и общества «АмурДез», а также факта занятия должности руководителя обособленного подразделения общества «АмурДез» О.И. Суслиной. Учреждение также представило суду собственный расчет долей на товарном рынке за 2014 год и 1 полугодие 2015 года, в соответствии с которым с учетом дополнительно представленных доказательств об объемах оказанных услуг третьими лицами доля учреждения составила 40,6%. В то время как доля основного «конкурента» — группы лиц «Городская дезинфекционная станция» и общества «АмурДез»составила 51,7 % («Городская дезинфекционная станция» — 10,8%, общества «АмурДез» — 22,4 %, Суслиной О.И. – 18,5 % рынка).
В итоге, суд пришел к выводу о том, что аналитический отчет ФАС факта занятия доминирующего положения учреждением в спорный период на соответствующем товарном рынке не подтверждает вследствие неполноты и недостоверности использованных в нем данных об объемах, оказанных хозсубъектами услуг. Суд также отклонил доводы ФАС о том, что объективно не существуют иные рынки, сопоставимые по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей и продавцов, условиям доступа (по структуре рынка), с товарным рынком по энтомологическому (акарологическому) исследованию на наличие клещей в Амурской области.
Так, в соответствии с письмами Роспотребнадзора в числе эндемичных территорий по клещевому вирусному энцефалиту в 2014-2015 годах оказались ряд субектов РФ, в т.ч. в Дальневосточном федеральном округе – Амурская область (из 28 административных территорий 16 являются эндемичными), Еврейская автономная область (все 6 административных территорий области), Приморский край (все 32 административные территории края), Сахалинская область (из 18 административных территорий 15 являются эндемичными), Хабаровский край (из 19 административных территорий 16 являются эндемичными). Иными словами, в каждом из перечисленных субъектов есть клещи, имеются соответствующие леса, поля, луга, на которых клещи обитают, имеются потребители соответствующих энтомологических услуг (школы, больницы, детские оздоровительные лагеря, пансионаты и т.д.), в каждом из поименованных выше субъектов имеется аналогичное учреждение — Центр гигиены и эпидемиологии. Также суд пришел к выводу о незаконности использования антимонопольным органом затратного метода при определении монопольно низкой цены товара. (Дело № А04-5223/2016)