Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении АО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС», ООО «Адаптивные технологии», ООО «Экспресс+Сервис» и ООО «Научно-исследовательский институт Новых технологий» по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 135-ФЗ, выразившегося в заключении соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к поддержанию цены на 17 аукционах по поставке компьютеров и программного обеспечения для Федеральной налоговой службы (ФНС), Федеральной таможенной службы (ФТС) и Пенсионного фонда, и участии в нем. НМЦК всех аукционов – 2,34 млрд. руб.
С сентября по декабрь 2016 года ФАС проводила выездную проверку Kraftway и в конце января 2017 г. возбудила дело против 3 компаний, а в марте к ним добавилось и НИИ НТ. Служба обнаружила минимальное снижение НМЦК, а также нашла несколько случаев, когда после окончания торгов победитель покупал компьютерную технику у «проигравшего» участника по более низкой цене и перепродавал ее заказчику.
Антиконкурентное соглашение было заключено до 6 июня 2014 г. и действовало оно до 17 марта 2017 года, считает ФАС. Служба отмечает, что с конца сентября 2016 г. АО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС» владело 100% «Экспресс+сервис», а до этого компания принадлежала лицу, владевшему 0,2% Крафтвэй. По данным СПАРК, такая доля принадлежала Алексею Кудрявцеву. Гендиректором этой компании был начальник отдела финансовых ресурсов и рисков Крафтвэй. В начале октября 2016 г. Kraftway получила контроль и над «Адаптивными технологиями», которыми до того владела Юлия Сборец. Она также была финансовым директором Kraftway. По данным службы, НИИ НТ не менял владельца в течение всего времени действия антиконкурентного соглашения. Согласно базе СПАРК 100% компании принадлежит Анне Мизюльченковой. Вряд ли покупки участвующих в проверке компаний могли облегчить Kraftway разбирательство с ФАС, скорее всего, они были продиктованы бизнес-соображениями.
По данным ФАС все 17 аукционов завершились с минимальным снижением НМЦК — от 0,5 до 4%. Для участия в торгах эти компании пользовались одинаковыми IP-адресами и адресами электронной почты. Гендиректор «Адаптивных технологий» при подготовке торгов использовала электронный адрес, почтовый домен которого принадлежит Kraftway. Также Kraftway вносила за другие компании обеспечение для участия в торгах.
При этом ФАС заявила, что 3 из 4 компаний признались в заключении соглашения в целях смягчения ответственности, но не называет их. Одна из компаний сообщившая первой о картеле будет освобождена от штрафа, другие 2 получат минимальный штраф в размере 10% от НМЦК, а четвертый участник получит штраф в размере 50% от НМЦК. Kraftway не планирует обжаловать решение ФАС, согласившись с решением и рассчитывает, что ведомство учтет все обстоятельства дела и назначит наиболее мягкое из возможных наказаний. По мнению замруководителя ФАС Андрея Цариковского, это дело первое в цепочке картелей в закупках ПО и техники госорганами. Поэтому стоит ожидать очередных дел в этой сфере.
Крафтвэй с ее дочками составляют одну группу лиц, а картель внутри одной группы лиц вроде как невозможен. Мы провели такой эксперимент. Позвонили в фирмы, торгующие компьютерной техникой, и запрашивали цены, а потом представлялись бюджетным учреждением и добавляли, что покупать придется по закону 44-ФЗ. Цена тут же повышалась на 20–30%. Руководитель антимонопольного ведомства может предположить, что все салоны оргтехники сговорились. Конечно, дело в другом: бизнес закладывает в цену издержки контроля, сложных процедур, отвлечения средств на банковскую гарантию или обеспечение и т. д. Но примечательно, что ФАС обращает внимание не на соответствие цен закупки для госнужд с ценами рынка, а на процент снижения цены от НМЦК, которая может быть, как установлена с «потолка», так и вполне соответствовать рынку.