Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против двух индивидуальных предпрнимателей — ИП Исянов М.З. и ИП Гужеля А.П. по признакам нарушения п.3 ч.1 ст.11 135-ФЗ. Регулятор обвинил их в создании картеля в форме территориального раздела рынка.
ФАС выдала им предписание о расторжении договора на оказание услуг перевозки пассажиров. Также ФАС предписала ИП Исянову М.З. расторгнуть договор с ИП Гужелей А.П., вернуть ИП Гужеле А.П. полученные от него паспорт маршрута, маршрутные карты и прекратить осуществление перевозок по маршруту г. Астрахани №64С. На Исянова М.З. наложен штраф в размере 20 тыс. руб. ИП Исянов и ИП Гужеля являются конкурентами на рынке осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Между Администрацией г. Астрахани и ИП Гужелей по результатам конкурса заключен договор использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани. Договор, заключенный между администрацией и предпринимателем вступает в силу со дня подписания и действует в течение 5 лет. ИП Гужеля обязан осуществлять перевозку пассажиров на маршруте самостоятельно, не передавая это право другому перевозчику. Однако между ИП Исяновым и ИП Гужелей был заключен договор на оказание услуг по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам. Согласно договору правообладатель (ИП Гужеля) организует транспортное обслуживание населения, а перевозчик (ИП Исянов) принимает на себя обязательства по оказанию услуг по перевозке пассажиров по маршруту № 64.
Таким образом, по мнению ФАС, ИП Гужеля и ИП Исянов самостоятельно разделили рынок осуществления перевозок пассажиров по составу продавцов — перевозчиков. В результате по мнению регулятора, теряется смысл проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани, поскольку фактически перевозчиком на маршруте оказывается не только лицо, участвовавшее в торгах и предложившее лучшие условия, но и хозсубъект, заключивший с ИП Гужелей договор. 12 Арбитражный апелляционный Суд оставил решение ФАС в силе. (Дело № А06-8551/2015)
Картель малого бизнеса, тем более индивидуальных предпринимателей, звучит как нонсенс. В данном конкретном случае очевидно речь идет о нарушении со стороны одного предпринимателя своих договорных обязательств перед администрацией г. Астрахани (он ен имел права передавать маршрут кому-либо другому). Соответственно, и разрешаться проблема могла в рамках гражданско-правового спора, тем более, что у горадминистрации достаточно рычагов для воздействия на автобусных перевозчиков. Вмешательство ФАС было, на наш взгляд, излишним — службе лучше было бы потратить время на выявление крупных картельных сговоров.