coalПремьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение Правительству, ФАС и РЖД пересмотреть политику тарификации железнодорожных перевозок угля. Об этом он сообщил 4 апреля, на встрече с активом Кемеровского отделения «Единой России». Член Партии, машинист ОАО «СУЭК-Кузбасс», Герой Труда Российской Федерации, депутат Кемеровской области Владимир Мельник в ходе встречи с Дмитрием Медведевым выступил с просьбой оказать содействие в введении гибкой системы железнодорожных тарифов на перевозку угля. Медведев заявил: «Мы в принципе уже имеем правила о гибком тарифе, и эти правила нужно сохранить. Он может быть гибким, но его в то же время будет постоянно «колбасить», и предприятия будут лежать на боку. Поэтому он должен быть стабильным».

Глава ФАС Игорь Артемьев в конце марта говорил, что Правительство обсуждает идею того, чтобы РЖД согласовывали свои решения по скидкам и надбавкам к тарифу по перевозке грузов с ФАС, однако сам регулятор выступает против этой инициативы. РЖД с 2013 года получили право в определенных случаях регулировать уровень тарифа на грузоперевозки в рамках коридора — изначально от плюс 13,4% до минус 12,8% с расширением впоследствии нижней границы скидки до 25% на грузы второго и третьего классов. В настоящее время действуют надбавки РЖД на экспорт почти всех грузов. Однако Артемьев в феврале предложил отменить их на все грузы, за исключением таких высокоприбыльных, как нефть и нефтепродукты, по которым надбавки можно сохранить или снизить. РЖД в настоящее время самостоятельно принимают решения о введении скидок или надбавок. Поступление этой информации в ФАС носит уведомительный характер.

Но суть проблемы не только во взаимоотношениях монополиста и антимонополиста. Несбалансированность существующей тарифной системы перевозки грузов давно является самой обсуждаемой темой у специалистов. Об этом, например, говорил Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), выступая на IV Международной конференции «Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки». В частности, эксперт отмечает, что перевозки нефтепродуктов в отличие от перевозки ряда грузов первого тарифного класса (в частности, угля) являются для РЖД прибыльными. При этом их доходность превышает доходность внутренних перевозок угля в 3,6 раза (91,4 коп./т/км против 33 коп./т/км у угля), а экспортных перевозок – в 5 раз (доходная ставка по экспортным перевозкам угля – 18 коп./т/км). Эксперт отметил, что несбалансированность тарифной системы ежегодно увеличивается. Темпы индексации тарифов на перевозку нефти опережают темпы индексации по углю на 18 %, а по минеральным удобрениям – на 21 %.

В результате несбалансированности тарифной системы, как считают специалисты, высокодоходные грузы под воздействием межвидовой конкуренции «уходят» на другие виды транспорта. Перевозчик теряет значительную прибыль, а, следовательно, и источники инвестиций. Меняется структура перевозимых грузов: высокодоходные грузы замещаются низкодоходными и убыточными. В результате потребности в инвестициях в инфраструктуру сохраняются, а финансовые возможности – нет. При сохранении прежних транспортных затрат у грузовладельцев доходы перевозчика снижаются, возникает потребность в поиске дополнительных источников инвестиций.

Также ФАС возбудила дело в 2011 году против компании РЖД и двух ее дочерних предприятий, занимающихся грузовыми перевозками: Первой и Второй грузовой компаний. По словам замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина, компании подозревались в «ущемлении интересов контрагентов» — в частности, в необоснованном непредоставлении клиентам подвижного состава и завышении стоимости железнодорожных перевозок. Арбитражный суд РФ согласился с решением ФАС и признал факт нарушения антимонопольного законодательства при транспортировке зерна в 2010 году железнодорожными компаниями, когда льготные тарифы были предоставлены только экспедиторской компании ООО «ЛП-Транс», входящей в структуру РЖД. В результате РЖД предписали выплатить штраф в размере 316 млн. руб. Это не единственный пример противостояния антимонопольного ведомства и одной из крупнейших в мире транспортных компаний. В 2009 году ФАС возбудила дела в отношении РЖД, в связи с включением платы за белье в цену билета. ФАС признала ОАО «РЖД» нарушившим ч. 1 ст. 10 135-ФЗ. Дело было возбуждено по результатам рассмотрения материалов, направленных в ФАС Генпрокуратурой РФ. Но, 5 апреля 2011 года президиум Высшего арбитражного суда России отменил постановление Федерального арбитражного суда Московского округа, признавшего законными и обоснованными решения и предписания ФАС в отношении ОАО «РЖД». В итоге ОАО «Российские железные дороги» выиграло продолжавшийся полтора года процесс против ФАС касательно включения платы за постельное белье в поездах в тарифы.

В ходе рассмотрения дела комиссия ФАС России установила, что в соответствии с распоряжением РЖД от 16 июня 2006 года «О включении в тарифы на перевозку пассажиров платы за пользование постельным бельем» с 00.00 ч 1 августа 2006 года в тарифы на перевозку пассажиров в купейных вагонах и вагонах «СВ» всех категорий поездов, кроме поездов «Экспресс» 800-й нумерации, была включена плата за пользование постельным бельем. РЖД считают, что основанием для издания данного распоряжения является норма, содержащаяся в пункте 32 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Правила оказания услуг предусматривают, что при проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда. Установленный РЖД порядок включения в тарифы платы за услуги по пользованию постельным бельем лишает пассажиров возможности реализовать предусмотренное правилами оказания услуг право пользоваться комплектом постельного белья при проезде в поездах дальнего следования по своему желанию за отдельную плату, к примеру, в случаях нахождения в пути в дневное время суток.