Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала нарушение со стороны ОАО «Сатурн-Газовые турбины» в части установления монопольно высокой цены (п. 1 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ) на работы по капитальному ремонту газотурбинных двигателей серии ГТД-6РМ, произведенных ОАО «НПО «Сатурн» (далее — Капремонт ГТД-6РМ) при заключении и реализации договора с ООО «Лукойл-Энергосети», и оштрафовала на 650 тыс. руб.
Газотурбинные энергетические агрегаты и газоперекачивающие комплексы гражданского назначения производства ОАО «Сатурн-Газовые турбины» комплектуются силовыми установками (газотурбинными двигателями), поставка и производство которых осуществляется ОАО «НПО «Сатурн», которое входит в одну группу лиц с ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация». ОАО «НПО «Сатурн» является единственной организацией, обладающей технологической возможностью осуществления Капитального ремонта газотурбинных двигателей ГТД-6РМ. ФАС России было установлено, что в период с 22.04.2009 по 28.02.2014, ОАО «Сатурн-Газовые турбины» имело преимущественное право по предоставлению услуг на капремонт газотурбинных двигателей, в том числе ГТД-6РМ (в соответствии с решением ОАО «УК «ОДК» и ОАО «ОПК «Оборонпром»). Признаком монопольно высокой цены, по мнению ФАС, является то, что стоимость камремонта варьировалась от 10% до 37% от цены двигателя для разных потребителей. Прибыль, получаемая ОАО «Сатурн-Газовые турбины» при заключении договоров на оказание услуг капремонта ГТД-6РМ с конечными потребителями, существенно превышала прибыль ОАО «НПО «Сатурн», которое выполняет весь объем работ по капремонту ГТД-6РМ. При этом, соотношение полученной прибыли и понесенных ОАО «Сатурн-Газовые турбины» затрат в зависимости от договора варьировалось от 252% до 2432%, тогда как рентабельность ОАО НПО «Сатурн» составила от 8% до 29%.
Получается, что ФАС строила доказательства на том, что компания является 100% монополистом в границах собственного продукта, а наказала за то, что центр прибыли был перенесен в рамках единого холдинга с реализации продукта на ремонт. Интересно, поделятся ли сотрудники ФАС этим опытом с зарубежными коллегами? Ведь теперь японские антимонопольщики вполне могут назвать, например, Тойоту 100% монополистом по машинам «Тойота», и оштрафовать за высокие цены на ТО. А также за разную стоимость ремонта для разных потребителей. Хотя вряд ли они будут это делать — приказа разрушать собственное машиностроение в здравом уме им никто не даст. А вот 9 Арбитражный апелляционный Суд оставил решение ФАС без изменений. (Дело № А40-76232/2015)