Источник изображения

Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Челны-Лифт» (г. Казань), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. ООО «Челны-Лифт» является средним предприятием.
Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «Челны-Лифт» по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении и исполнении соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок замены лифтового оборудования многоквартирных домов г. Набережные Челны, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан решение ФАС признаны незаконными в части признания ООО «Челны-Лифт» и ряда компанй нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции». Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Республики Татарстан отменено и по делу принят новый судебный акт, в соответствии с которым решение ФАС осталось в силе. Кассация подтвердила решение апелляции.
Как установлено ФАС рядом компаний в 2014-2016 годах были заключены договоры на техническое обслуживание лифтового оборудования с ООО «Челны-лифт». В 2014-2016 годах платежи от населения за обслуживание лифтового оборудования многоквартирных жилых домов поступали на счета 5 организаций, в том числе ООО «Челны-Лифт». При этом ООО «Челнылифтмонтаж», ООО «Челнылифт», ООО «Челны-Лифт» фактически подконтрольными одним и тем же физическим лицам. В г. Набережные Челны действует 28 организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами. Из них у 16 организаций договоры на обслуживание лифтового оборудования многоквартирных жилых домов заключены с ООО «Челны-Лифт». Исходя из выручки, полученной названными организациями от обслуживания лифтового оборудования в многоквартирных домах г. Набережные Челны, ФАС установлено, что на ООО «Челны-Лифт» в среднем за 2014-2015 годы приходилось более 55% рынка обслуживания лифтового оборудования многоквартирных домов г. Набережные Челны. Совокупная доля ООО «Челнылифт», ООО «Челнылифтмонтаж», ООО «Челны-Лифт» в указанный период составила 94,48% рынка. В 2016 году на долю ООО «Челны-Лифт» приходилось более 90% рынка. При этом ни в одном из рассматриваемых календарных годов доли ООО «Лифтпромсервис» и ООО ТК «Татпромтек» на рассматриваемом рынке не достигали значения в 5%, что свидетельствует о высокой концентрации рассматриваемого товарного рынка и затрудненном доступе на него. Доля управляющих организаций на рынке обслуживания многоквартирных жилых домов г. Набережные Челны, оборудованных лифтовым оборудованием, рассчитана ФАС и составила 72,37% (из расчета обслуживаемой площади), а с учетом иных управляющих организаций, в домах которых обслуживание лифтового оборудования осуществляет исключительно (либо преимущественно) ООО «Челны-Лифт», доля составила 92,33%. В 2015 году значительную часть дохода ООО «Челны-Лифт» (36,34%) составила деятельность по модернизации (капитальному ремонту) лифтового оборудования многоквартирных домов г. Набережные Челны в рамках реализации региональной программы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. ООО «Челны-Лифт» в 2015 году производило замену лифтового оборудования в 13 многоквартирных домах г. Набережные Челны. Всего было заменено 103 лифта. Общая сумма договоров с ООО «Челны-Лифт» составила 166 719 839 руб. Во всех управляющих организациях обслуживание лифтового оборудования МКД осуществляет исключительно либо преимущественно ООО «Челны-Лифт»
Отбор организаций для проведения работ в рамках реализации программы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов осуществлялся в порядке, установленном распоряжением Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Для участия во всех 13-тиотборах заявки были поданы только двумя организациями: ООО «Челны-Лифт» и ОАО «Карачаровский механический завод». Все заявки ООО «Челны-Лифт» были зарегистрированы в 8:00 утра, а все заявки ОАО «Карачаровский механический завод», расположенного в г. Москве, в 9:30 утра 21.01.2015, т.е. непосредственно в день публикации в печатном издании извещения о проведении отбора. При этом заявки были поданы непосредственно в управляющие компании. Между тем, в извещениях о проведении отбора не содержалось сведений о необходимости подачи заявок в адрес управляющих организаций. По итогам проведения всех отборов победителем признано ООО «Челны-Лифт», с которым НО «Фонд ЖКХ РТ» (региональный оператор) были заключены договоры подряда. С целью выполнения работ по заключенным договорам ООО «Челны-Лифт» заключило договор поставки лифтового оборудования с ООО «КМЗ-Татлифт», являющимся официальным представителем ОАО «Карачаровский механический завод» в Республике Татарстан.
Суд признал, что в результате публикации извещений о проведении отбора подрядной организации в печатном издании, выходящем только на татарском языке, а также неопубликования извещений на сайте электронной системы «Мониторинг объектов жилищного фонда» были нарушены принципы открытости отбора, состязательности сторон, что не позволило (или существенно затруднило) потенциальным участникам отбора подать заявки на участие в нем; одновременная подача заявок ООО «Челны-Лифт» и ОАО «КМЗ» в адрес управляющих организаций свидетельствовала о предварительном согласовании с организаторами отбора реального (не соответствующего информации, размещенной в печатном издании) места приема заявок; между участниками и организаторами отбора были заблаговременно согласованы предложенные условия выполнения работ с целью обеспечения победы заранее определенного кандидата. Как отмечено судом, действия участников отбора были им заранее известны и вызваны совместными интересами друг друга, а не обстоятельствами, в равной мере влияющими на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Допуск организаций и иных лиц на рынок замены лифтового оборудования в многоквартирных домах г. Набережные Челны находится в полной зависимости от действий организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, поскольку именно управляющие компании занимаются отбором таких организаций. В результате заключения антиконкурентного соглашения был ограничен доступ иным хозяйствующим субъектам на рынок замены лифтового оборудования многоквартирных домов г. Набережные Челны. ООО «Челны-Лифт» получило необоснованное преимущество также и на рынке обслуживания лифтового оборудования.
Суд также признал, что ФАС был проведен анализ состояния конкуренции при замене лифтового оборудования в конкретных многоквартирных домах г. Набережные Челны. (Дело № А65-20028/2017)