В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба от Gilan Group Inc. на ОАО «Новороссийский судоремонтный завод». Регулятор усмотрел нарушение п. 9 ч. 1 ст.10 135-ФЗ. в создании заводом препятствий доступа на рынок услуг по перевалке и транспортно-экспедиторскому обслуживанию грузов в 2015 году на причалах 3, 9а порта. Завод отказал в заключении договоров с иными участниками рынка, подавшими заявки в 2014- 2015 гг., и предоставил ООО «Курсив» как единственному хозсубъекту, права осуществлять обработку скоропортящихся грузов на принадлежащих заводпричалах № 3, 9а порта.
Gilan Group Inc. занимается поставками скоропортящихся грузов в РФ и в другие страны. Gilan Group Inc имела договорные отношения с рядом экспедиторских компаний, оказывающих транспортно-экспедиционные услуги на территории РФ, такие, как организация перевалки грузов и внутрипортового экспедирование в морских портах г. Новороссийска.
Для доставки скоропортящихся грузов с соблюдением температурного режима в порт Новороссийск используются суда типа «Ро-Ро». Суда данного типа со скоропортящимися грузом на борту в порту Новороссийск выгружаются только на причалах ОАО «Новорослесэкспорт» (причал 28а), завода (причалы 3 и 9а) и ОАО «НУТЭП» (причалы 39 и 396). При этом причал № 28а ОАО «Новорослесэкспорт» закрыт на реконструкцию с 01.09.2014, причалы ОАО «НУТЭП» приоритетно принимают паромы, на которые загружен транспорт по системе TIR, что не позволяет загрузить паром необходимым количеством скоропортящейся продукции.
Таким образом, причалы № 3 и № 9а завода являются единственными в порту Новороссийска, через которые возможно осуществлять выгрузку скоропортящейся продукции в необходимых объемах.
ФАС установила, что заявка ООО «Сатурн», направленная в адрес завода, с гарантированным объемом 200 тыс. т, и заявка ООО «Аврасия Шиппинг Раша» с гарантированным объемом 70 тыс. т, направлены ранее, чем заявка ООО «КУРСИВ», подтверждающая объем 150 тыс. т. Однако завод все заявки претендентов на заключение договора на 2014 г. отклонил как не соответствующие инструкции (кроме заявки ООО «Курсив»). При этом не проинформировал желающих заключить договоры на 2015 г. о порядке подачи заявок, что предусмотрено требованиями законодательства, а также не указал источник, где с ними можно ознакомиться. Заявка Luna Ro-Ro с гарантированным объемом 200 тыс. т, также отклонена заводом.
Завод оповестил ООО «БСФ», ООО «Импэкс Стар», ООО «Грин Гейт», ООО «РОСПРОМТРАНС», о том, что между ним и ООО «Курсив» достигнуто соглашение о полной загрузке причальных мощностей под обработку продовольственными грузами до конца 2015 г. А также сообщал, что договоры о предоставлении инфраструктуры для обработки скоропортящихся грузов на причалах с компаниями продлеваются сроком до 10.02.2015. В связи с этим завод уведомил о необходимости погашения задолженности, а также о необходимости вывоза имущества и техники с территории завода. В случае же заинтересованности компаний в продолжении работ по поставке продовольственных грузов, завод рекомендует обратиться в ООО «Курсив».
ФАС сравнила объемы ООО «Курсив» по перевалке скоропортящихся грузов на причалах № 3, 9а за 2013 и 2014 гг. Заводом в 2013 г. перевалено 126 тыс. т скоропортящихся грузов, в 2014 г. – 83 тыс. т. Отрицательная динамика указывает на снижение объемов перевалки, в связи с чем заводу необходимо было удостовериться о фактической наполняемости по заявкам ООО «Курсив» на 2015 г. в объеме 150 тыс. т.
ФАС выявила, что после заключения договора между заводом и ООО «Курсив» на перевалку в 2015 г. скоропортящихся грузов в объеме 133 тыс. т в адрес завода поступило письмо ООО «Курсив», в котором содержалась просьба установить минимально гарантированный объем груза на период с 01.03.2015 по 31.12.2015 в размере 70 тыс. т.
Через 17 дней после подписания договора допсоглашением к нему завод и ООО «Курсив» внесли изменения, и объем груза стал составлять 78 тыс. т против 133 тыс. т в первоначальном варианте. Информацию о том, что под высвободившиеся мощности 72 тыс. т завод в 2015 г. предложил заключить прямые договоры на перевалку скоропортящихся грузов с иными хозсубъектами, ФАС не получила. Несмотря на заинтересованность ООО «Город семи ветров», ООО «Импекс Стар», и иных хозсубъектов. В связи с этим 15 Арбитражный апелляционный Суд оставил решение ФАС в силе. (Дело № А32-1177/2016)
Необходимо отметить, что перевалка товаров в портах не относится пока к регулируемым направлениям, но ФАС по поручению Президента разбирается с этой ситуацией и не исключает, что данный вид деятельности будет вскоре отнесен к естественно-монопольным.