В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступили жалобы от жителей г. Смоленска на необоснованные требования перечислить денежные средства за оказанные ООО «Жилищный сервис» и ООО «Управляющая компания» услуги на расчетный счет ЗАО «ЕИРЦ».
В соответствии с п. 4.5 договора управления многоквартирными домами (МКД) собственники помещений вносят плату за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) на расчётный счёт управляющей организации. ООО «Жилищный сервис» и ООО «Управляющая компания» представили в ФАС заключённый с ЗАО «ЕИРЦ» договор по по приёму платежей от физлиц и ведению операций по расчётам за оказываемые услуги.
По результатам проверки ФАС возбудила 2 дела против ЗАО «ЕИРЦ» по признакам нарушения п. 1 ч. 4 ст. 11 135-ФЗ в форме заключения соглашений между ООО «Жилищный сервис», ООО «Управляющая компания» и ЗАО «ЕИРЦ», что привело к навязыванию жильцам МКД условий перечисления денежных средств. На ЗАО «ЕИРЦ» наложено 2 штрафа по 100 тыс. руб.
При этом, все денежные средства поступают в кредитную организацию на спецсчёт оператора, который используется для осуществления расчётов с поставщиком. Между тем, исполнителем ЖКУ названы ООО «Жилищный сервис» и ООО «Управляющая компания», а получателем платежа указано ЗАО «ЕИРЦ», с указанием его банковских реквизитов и расчётного счёта, не являющегося спецсчётом, что подтверждено письмом банка «Россия».
По мнению ФАС, в результате достигнутого соглашения исполнитель ЖКУ — управляющие организации ООО «Жилищный сервис» и ООО «Управляющая компания» отказались от осуществления своих функций на рынке управления МКД, допустили постороннее (с точки зрения ответственности перед жильцами) лицо, т. е. рассматриваемые соглашения изменили общие условия обращения товара на рынке. Таким образом, без учёта мнения потребителей ЖКУ стороны договора приёма платежей пришли к соглашению о том, что собираемые ЗАО «ЕИРЦ» средства за оказанные ООО «Жилищный сервис» и ООО «Управляющая компания» ЖКУ поступают не на расчётный счет управляющей организации, а на расчётный счёт Общества.
При этом следует отметить, что рынок услуг управления эксплуатацией жилищного фонда является потенциально конкурентным, т. к. согласно анализу состояния ФАС, на рынке услуг по управлению МКД на территории г. Смоленска существует конкуренция: в 2013 г. деятельность по управлению МКД осуществляли 23 организации, по состоянию на 01.09.2014 – 26 организаций. В связи с этим Арбитражный Суд Центрального округа оставил решение ФАС в силе, а 20 Арбитражный апелляционный Суд оставил в силе постановления ФАС о штрафе. (Дела № А62-1842/2015, № А62-5248/2015 и № А62-5249/2015)