Заместителем начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС) назначен Ерин Андрей Владимирович. На сайте ФАС в его биографии скромно указано, что с 1997 по 2015 годы он работал на руководящих должностях в области корпоративных отношений в крупнейших транснациональных и российских компаниях. Однако на «пивном» сайте мы нашли более подробную информацию — с 2011 по 2015 год Андрей Ерин был директором по корпоративным отношениям в компании САН ИнБев, российском подразделении концерна Anheuser-Busch InBev.
Российское подразделение этой компании — САН ИнБев — крупнейший игрок пивного рынка. В России компания представлена подразделением «САН ИнБев», которое осуществляет свою деятельность с 1999 года. «САН ИнБев» владеет сетью современных пивоваренных заводов в 5 российских городах: Клину, Волжском, Омске, Саранске и Иванове. Основные марки выпускаемого пива в России – BUD («Бад»), «Клинское», «Сибирская Корона», Stella Artois («Стелла Артуа»), Lowenbrau («Ловенбрау»), Brahma («Брама»), Staropramen («Старопрамен»), «Тинькофф Авторское», Hoegaarden («Хугарден»), «Толстяк» и «Bagbier» («Багбир»).
При этом нужно отметить, что руководитель ФАС Игорь Артемьев и его два заместителя (Андрей Цариковский и Алексей Доценко) давно превратились в крупнейших алкогольных лоббистов. В частности, доклад ФАС, направленный в Правительство РФ (заметим, что он размещен не на официальном сайте ФАС, а на сайте союза пивоваров), содержал целый ряд неприемлемых предложений, которые обернутся сотнями тысяч дополнительных алкогольных смертей. Так, предложение вернуть алкогольные напитки в ларьки и другие места нестационарной торговли повысит и без того одну из самых высоких в мире доступность алкоголя в РФ (1 точка продажи в РФ приходится на 500 человек, а в Швеции и Норвегии – на 20-30 тыс.). Предложение снизить минимальную цену на алкоголь крепостью ниже 38 градусов приведет к распространению суррогатной водки и резкому росту смертности. Предложение заморозить акцизы на крепкий алкоголь до 2018 г. повысит его ценовую доступность, что уже вызвало, как показал опыт 2014-2015 гг. рост смертности. Предложение лишить субъекты РФ права вводить запрет на реализацию алкогольных энергетических коктейлей самым негативным образом скажется на здоровье подрастающего поколения, вызовет конфликт с региональными элитами[1]. ФАС активно противодействует ограничению использования вредной для здоровья пластиковой (ПЭТ) тары для розлива алкогольной продукции. В противодействии широкой инициативе ряда губернаторов, депутатов, церковных и общественных деятелей ограничить использование ПЭТ-тары (в РФ в ПЭТ-тару разливается 40% пива, в других странах, за исключением Украины и некоторых балканских стран – 0%) руководство ФАС координировало свои действия с иностранными пивными компаниями (контролируют свыше 80% российского рынка) и даже посольством США. Последнее, на наш взгляд, является в нынешних внешнеполитических обстоятельствах абсолютно неприемлемым и требует самого тщательного расследования.
Этот доклад не был случайностью. ФАС давно возбуждает дела в интересах алкогольного лобби. Например, дела против губернаторов, вводящих запрет на реализацию энергетических алкогольных коктейлей. Несмотря на проигрыш подобных дел в Верховном и Высшем арбитражном судах, ФАС, с упорством, достойным лучшего применения, продолжает практику возбуждения подобных дел, защищая интересы производителей алкоэнергетиков.
Неприемлемыми, на наш взгляд, являются дела ФАС против губернатора Амурской области Олега Кожемяко за ограничение реализации алкогольной продукции во время наводнения, и против Администрации г. Ханты-Мансийска – во время школьных выпускных. Видимо, для алкогольных лоббистов возможно наживаться даже на горе людей, ставших жертвами стихийных бедствий, и на здоровье подрастающего поколения. Все вышеупомянутые решения ФАС суды признали незаконными.
Воспользовавшись тем, что руководство сейчас сконцентрировано на решении внешних проблем и угроз, алкогольное лобби ФАС резко активизировалось. Оно стремится ударить стране ножом в спину, перечеркнув те достижения, которые стали возможны благодаря реализации Концепции борьбы с алкоголизацией населения до 2020 г. и других Президентских мер. Поэтому, пока руководство ФАС не сменится, Россия будет по-прежнему впадать в демографическую яму, крупные алкогольные лоббисты чувствовать себя безнаказанно, а штрафы платить разве что индивидуальные предприниматели за свои плакаты с креветкой.
[1] Примечательно, что в своем докладе ФАС дает отрицательную оценку повышению возраста допустимости употребления алкоголя с 18 до 21 года, которое еще не вступило в силу. Такое внимание к одной из, еще не реализованных инициатив, является признаком действий ФАС в интересах алкогольного лобби, которое обеспокоено, что молодежь не «успеет» пополнить ряды их потребителей.