Сегодняшнее состояние законодательства, определяет, что все автомобили, выходящие на российский рынок, должны оснащаться ЭРА-ГЛОНАСС (российская система экстренного реагирования при ДТП). Но часть автопроизводителей недовольны такими условиями, и заявляют, что нормы создают препятствия продажам моделей, поставляемых малыми партиями.
В России могут пропасть новые автомобили, продаваемые малыми партиями от 20 до 1 тыс. штук. Дело в том, что с 2015 года все впервые сертифицируемые автомобили должны быть оснащены ЭРА-ГЛОНАСС, но за процесс сертификации под ЭРА с производителей взимают не пару десятков тысяч евро, а €100–200 тыс. Такие условия делают ввоз малых партий нерентабельным. Помимо этого, к обязательным условиям относится прохождение 3-х краш-тестов, для каждого из которых компании должны бесплатно поставлять машины. Производители, которые ежегодно привозят в России несколько единиц своей продукции (Lamborghini, Ferrari и т.д.), не могут выполнить все условия прохождения сертификации.
В связи с такой ситуацией, компании рассматривают возможность подать жалобу в ФАС на «Связь-Сертификат». Автопроизводители уверены, что «Связь-Сертификат» является, по сути, монополистом, что позволяет ему устанавливать высокие цены на свои услуги. Чиновники, при этом, заявляют, что внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС на все автомобили снижает число жертв на дороге. О том, что данная норма появится в законодательстве, стало известно 3 года назад. За столь долгий срок автопроизводители могли решить все возможные проблемы.
«В 2016 году актуальность темы «Нарушения антимонопольного законодательства, касающиеся внедрения, использования и развития системы ГЛОНАСС» сохраняется, так как будет продолжено использование и дальнейшее внедрение ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Также планируется принятие и последующая реализация постановления Правительства РФ «Об определении сфер, в которых создание государственных информационных систем, информационных систем, входящих в состав объектов концессионных соглашений, при функционировании которых предполагается использование навигационной информации, осуществляется на основе обязательного использования технических средств, и (или) технологической инфраструктуры ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», — сказала в интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС» начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева.
При этом хочется напомнить, что Федеральная антимонопольная служба еще в 2010 году выступила с резкой критикой предложения В.В. Путина с 2012 года устанавливать на все новые автомобили систему экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС. «Полагаю, что уже с 2012 г. все новые автомобили могли бы продаваться со встроенными системами этого комплекса, чтобы повысить безопасность на дорогах РФ», — сообщил В.В. Путин. Позиция ФАС: «Обязывать кого-либо устанавливать на автомобиль какую-то конкретную систему оповещения об аварии незаконно». В то же время допускается обязательная установка комплексов ЭРА-ГЛОНАСС на автобусы, троллейбусы и автомобили, перевозящие опасные грузы.