Седьмой арбитражный апелляционный суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Международный аэропорт Новосибирск», подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «Международный аэропорт Новосибирск» по признакам нарушения части 1 статьи 10 № 135-ФЗ, выразившегося во взимании платы с грузоотправителей (в том числе с ООО «КаргоЛинк») за оказание услуг по контролю и экспертному сопровождению помещенных на склад опасных грузов при их отправке, услуг по контролю и экспертному сопровождению помещенных на склад опасных грузов при их отправке.
Суд согласился с расчетами ФАС, что ООО «Международный аэропорт Новосибирск» занимает доминирующее положение на рынках оказания услуг по обеспечению обслуживания в аэропорту Толмачево почты и груза, в том числе опасного груза. Включая услуги по терминальной обработке груза, услуги по контролю и экспертному сопровождению помещенных на склад опасных грузов при их отправке в административных границах аэропорта Новосибирск (Толмачево) на основании пункта 1 части 1 статьи 5 № 135-ФЗ. ООО «Международный аэропорт Новосибирск» выполняя работы (услуги) по обслуживанию почты и груза, в т.ч. опасного груза, в аэропорту Толмачево выступает в процессе перевозок в качестве агента по наземной обработке грузов. Как следует из решения ФАС, ООО «Международный аэропорт Новосибирск» одновременно взималась оплата за проведение одних и тех же действий, а именно за услуги по терминальной обработке отправляемого опасного груза и за контроль и экспертное сопровождение помещенных на склад опасных грузов при их отправке (в т.ч. заполнение контрольного листа). Контроль и экспертное сопровождение помещенных на склад опасных грузов при их отправке, то есть ООО «Международный аэропорт Новосибирск» повторно взимала оплату за проведение одних и тех же действий.
По мнению суда, выполняя обработку опасных грузов на складе ООО «Международный аэропорт Новосибирск» осуществляет действия по терминальной обработке отправляемого опасного груза; по контролю и экспертному сопровождению помещенных на склад опасных грузов при их отправке, в том числе заполнение контрольного листа. Оснований согласиться с ФАС, что спорные действия являются схожими и одними и теми же, у суда не имеется. Поскольку терминальная обработка грузов заключается в принятии, перемещении, складировании опасных грузов (физическое воздействие), при этом контроль и экспертное сопровождение заключается в проведении проверочных мероприятий, предусмотренных нормами Технических инструкций ИКАО, Правил ИАТА, направленных на определение возможности перевозки опасного груза по воздуху (оценка соответствия).
Кроме того, стоимость услуг по терминальной обработке определяется исходя из тарифа, установленного за 1 кг отправляемого груза (минимальная стоимость определяется исходя из тарифа, установленного за одну грузовую авиационную накладную). Стоимость же услуг по контролю и экспертному сопровождению определятся в зависимости от вида опасного груза, исходя из тарифа за одну грузовую авиационную накладную. В данном случае, несмотря на схожесть отдельных операций, они выполняются специалистами разной квалификации, зачастую в разное время, включают в себя разный объем проверяемых позиций, при этом дублирование отдельных технологических операций на различных стадиях оформления и перевозки груза необходимо для того, чтобы оказываемая перевозчиком транспортная услуга являлась безопасной. Только многоступенчатый контроль по всем направлениям профессиональной деятельности аэропорта гарантирует то, что на борт воздушного судна попадут грузы, отвечающие нормативным требованиям безопасной перевозки по воздуху. (Дело № А45-3528/2017)