16832273_1892726500946368_1156799667345244749_n

Арбитражный суд Волго-Вятского округа отменил решение Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». Дело началось с того, что в УФАС по Чувашской республике поступили письма из Центрального аппарата ФАС, а также из Администрации Президента РФ, Министерства экономического развития, промышленности и торговли региона и обращения граждан по вопросу роста цен на нефтепродукты в Чувашии. В частности, авторы обращений просили дать правовую оценку поведению участников рынка реализации нефтепродуктов, не снижающих розничные цены на фоне снижения цен на сырье, а также пояснения по установлению стоимости реализации бензина марки АИ-92 в размере 33-35 руб./л. В 2014 году наблюдались опережающие темпы роста цен на топливо моторное по сравнению с текущей инфляцией на товары и услуги (на 3,7 процентных пункта).
УФАС включила ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» в реестр хозсубъектов, имеющих на рынке определенного товара долю в размере более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, по розничной реализации на товарном рынке в географических границах Шемуршинского района бензина автомобильного марки АИ-95 (доля на рынке более 50%). По результатам регулятор возбудил дело в отношении общества по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 135-ФЗ в связи с отсутствием объективных причин повышения розничной цены реализации бензина марки АИ-95 с 01.01.2015 на 0,48 коп./л. В соответствии с представленной компанией калькуляции цены и себестоимости реализации бензина марки АИ-95 (фактическая) через АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» в Чувашской Республике октябрь – ноябрь 2014 года, январь — март 2015 года, транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) составляли в 2014 году 17% в структуре коммерческих расходов, в 1 квартале 2015 года – 20%. В доле всех затрат общества ТЗР составляют порядка 1,6% (37,4 тыс. руб./т.- полные затраты, и 626 руб./т. — ТЗР, в среднем по 2014 году), экономический эффект от увеличения ТЗР на 10%, при прочих равных условиях, должен был составить, по мнению УФАС, +0,16%.
УФАС указывало, что декабрьский разрыв в размере 8,5 руб./л. (8,8 руб./л. по стоимости поставки первого поставщика – ООО «ЛУКОЙЛ — Нижегороднефтеоргсинтез» на момент 11.12.2014, 8,7 руб./л. по стоимости поставки второго поставщика – ООО «ЛУКОЙЛ — Резервнефтепродукт» — не опускается ниже 8 руб./л. вплоть до середины марта 2015 года. С середины декабря 2014 года и до начала января 2015 года идет тенденция на снижение закупочной стоимости по обоим поставщикам: декабрьские закупки по основному поставщику – ООО «ЛУКОЙЛ — Нижегороднефтеоргсинтез» от 11, 17 и 29 декабря 2014 года (33 800, 32 800 и 33 000 руб./т соответственно) значительно ниже стоимости на момент 04.12.2014 (36 000 руб./т). Закупки от 10.12.2014 и 18.12.2014 по второму поставщику также не давали повода ожидать повышения цен (34 900 и 33 900 руб./т 10 и 12 декабря соответственно, и 37 500 руб./т — 4 декабря 2014 г.). С учетом изложенного, УФАС считает, что заявление ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» о прогнозируемом росте закупочной стоимости АИ-95 в январе 2015 года, объясняемое увеличением закупочной стоимости 29.12.2014 на 200 руб. по основному поставщику (ООО «ЛУКОЙЛ — Нижегороднефтеоргсинтез»), несостоятельно при наблюдении за изменениями закупочной стоимости по тому же поставщику за период 22.11.2014 — 29.12.2014: 39 400 — 38 000 — 36 000 — 33 800 — 32 800 — 33 000 руб./т и тенденцией к снижению закупочной цены по второму поставщику — 39 500 руб./л. на момент 02.12.2014 с падением 04.12.2014, 10.12.2014 и 18.12.2014 (37 500, 34 900 и 33 900 руб./т соответственно).
Согласно калькуляции цены и себестоимости реализации бензина марки АИ-95, через АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» за период 4 квартал 2014 года — 1 квартал 2015 года рентабельность продаж за год по реализованному бензину АИ-95 за 2014 г. составила 0,9%, в январе 2015 года — 15,8%, феврале — 13,1%, марте — 9%. У ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» показатель чистой прибыли за 2014 год составил 53,5 млн. руб. В этой связи УФАС пришло к выводу о положительном финансовом результате по виду экономической деятельности «Розничная торговля моторным топливом». В результате УФАС пришло к следующим выводам: сведения об увеличении затрат на ТЗР, связанных с железнодорожной перевозкой нефтепродуктов с 01.01.2015 не являлись достаточным фактором, подтверждающим необходимость повышения розничной реализации бензина марки АИ-95 на 0,48 коп./л.
По мнению суда, довод УФАС о том, что у него отсутствовала обязанность выяснять, ограничивают ли действия общества по повышению цены на 0,48 коп./л. конкуренцию при отсутствии в решении сведений о допустимости пределов осуществления гражданских прав противоречит приведённому разъяснению Пленума Высшего Арбитражного суда РФ. Довод об ущемлении действиями общества интересов покупателей основан на предположениях, ничем не подтверждён, и в нарушение приведённых норм права не доказан. В частности, обращения граждан, которые послужили основанием для возбуждения антимонопольного дела, не имеют отношения к рассматриваемым действиям общества на рынке Шемуршинского района Чувашской Республики, поскольку данные граждане проживают в г. Чебоксары и действия ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» ими не были обжалованы. В частности, обращение гражданина Морева А.В. содержит жалобу на цены совершенно другого вида топлива — автомобильного бензина марки АИ-92. По мнению суда, УФАС при этом не было учтено, что, несмотря на получение обществом за 2014 год от всех видов деятельности прибыли в размере 53,5 млн. руб., розничная реализация нефтепродуктов была убыточна. Согласно отчёту о финансовых результатах, за январь — декабрь 2014 года убыток от розничной реализации нефтепродуктов (основной вид деятельности) составил 700 млн. руб. Ссылка ФАС на калькуляцию цены и себестоимости реализации АИ-95 (фактическая) через АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» в Чувашской Республике за период 4 квартал 2014 года — 1 квартал 2015 года суд посчитал необоснованной, поскольку данная калькуляция относится к другому товарному рынку (Чувашской Республики), и не учитывает показатели прибыли на территории Шемуршинского района.
Торговая надбавка, сформированная обществом в 4 квартале 2014 года была существенно ниже фактической среднегодовой надбавки 2013 г., и не превышала плановых показателей 2014 г., рассчитанных исходя из финансовых показателей общества, обеспечивающих его финансовую устойчивость. Также она находилась на минимально низком уровне, и едва позволяла покрывать затраты, связанные с реализацией бензина АИ-95. При этом показатели рентабельности от розничной торговли за 2014 г. составили: общество в целом — 0,5%; АЗС в Чувашской Республике — 0,87%; АЗС №153 в Чувашской Республике (с. Шемурша) — (-1,99%). Следовательно, цены 2014 года, обеспечивающие такую торговую надбавку и уровень прибыли, не являются монопольно высокими. (Дело № А79-452/2016)