Суды в трех инстанциях подтвердили позицию Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о незаконности использования в рекламе образа врача, даже если это сказочный доктор Айболит. ФАС признала, что в рекламе недопустимо показывать даже часть тела врача или его силуэт. Ведомство опубликовало обзор судебной практики по недобросовестной конкуренции и рекламе, в котором фигурирует одно дело по сказочному персонажу Айболиту. В 2014 году ООО «Овен-Авто» в г. Сыктывкаре разместило в прессе рекламное объявление с нарисованным персонажем в белом халате убеждая читателей в необходимости «повысить иммунитет своего автомобиля», пройдя сервисное обслуживание. ФАС возбудила дело по ст. 5 38-ФЗ «О рекламе» и оштрафовала компанию на 100 тыс. руб. По этой статье запрещается использование образов медицинских и фармработников, при этом исключение толь ко для медуслуг, средств личной гигиены, товаров, предназначенных только для медиков и т.п. Компания пдала в суд, юристы пытались доказать, что в рекламе изображен не врач, а доктор Айболит из сказки Корнея Чуковского, то есть он не врач, а ветеринар, так как в сказке лечил не людей, а животных. Теперь за автомобили принялся. Образ из мультфильма не использовали, соответственно разрешение «Союзмультфильма» не требовалось. По мнению судов, использование медработника нарушает 38-ФЗ, а также вообще не поверили, что в рекламе изображен именно герой сказки. Отметив, что использование медработников в рекламе – это изображение данных лиц как вымышленных, так и неизвестных с демонстрацией частей тела, силуэтов и т.д. Экспертный совет ФАС по рекламе указал, что в рекламе использовались атрибуты медработника – белые халат и головной убор с изображением красного креста, стетоскоп и градусник. Проверка ФАС завершилась уже после окончания рекламной акции. И штраф в 100 тыс. руб. суд отменил.
Юристы отмечают, что позиция ФАС верна и решение судов носит профилактический характер, чтобы не создавать почву для нарушений. Тем более что запрет на использование в рекламе образа медработника распространяется и на ветеринаров.
Некоторые бренды просто не могут сосуществовать мирно, регулярно выстраивая свои рекламные кампании на прямом сравнении с конкурентами. В отличие от России, где сравнение рекламируемого товара с брендами других производителей считается недобросовестной рекламой и наказывается штрафом, прямые выпады в рекламе против конкурентов в других странах очень даже приветствуются, а иногда приобретают столь затяжной характер, что превращаются в многолетнюю войну. Как например у BMW и Audi, Apple и Microsoft, Coca Cola и Pepsi. Хотя закон о рекламе (38-ФЗ) должен распространяться на все субъекты хоздеятельности, чрезмерное внимание ФАС к скрытым и двойным смыслам в рекламе в ущерб пресечению запрещенной рекламы, приводит к тому, что большинство дел в этой сфере также возбуждаются против МСП. Широко стали известны дела ФАС по «оскорблению хлеба» (реклама такси в Костроме «если в слове хлеб сделать 5 ошибок, то получится слово «такси»), оскорблению ветеранов гражданской войны (использование образа плаката с красноармейцем «а ты записался…»), плакатом с креветкой в Хабаровске, реклама тюменской глазной клиники «Вылечим всех», реклама компании «Дон-строй»: «Деда мороза нет, а скидки — есть» признана ФАС незаконной т.к. оскорбляет чувства детей, которые верят в Деда Мороза, цветочная лавка «Клумба» (Сахалинская обл.) оштрафована за рекламу «Нет цветов- нет секса». ФАС усмотрела здесь наличие бранных слов и выражений.