Поправки Федеральной антимонопольной службы (ФАС) позволят привлекать предпринимателей к уголовной ответственности исключительно по формальным основаниям, вырастут коррупционные риски. Вкратце поправки можно охарактеризовать так:
1. Россия имеет уголовную ответственность за картели, что нехарактерно для подавляющего большинства стран континентального права (только административная ответственность).
2. Правоприменение по части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» и 178 статье УК не выдерживает никакой критики — 2/3 дел против малого бизнеса, 2/3 решений признаются судами незаконными, почти 100% уголовных дел не вытекает из решений ФАС. А регуляторам достаточно косвенных подозрений (единовременное повышение цен, неучастие в торгах и т.п), чтобы обвинить компании в уголовно наказуемом деянии. Это 37й год, когда существовал п. 6 статьи 58: «связи (!), ведущие к подозрению (!) в шпионаже». По сути, антикартельную деятельность ФАС и МВД можно охарактеризовать как избирательное применение наказания за реакцию на сигналы рынка.
3. 4й пакет усугубляет ситуацию, не вводит четкого определения картеля, вводит картели покупателей, а по сути — договоры продавцов и покупателей могут быть квалифицированы как картель.
4. Поправки ФАС в УК РФ вместо предусмотренных дорожной картой системы «двух ключей» вводят для бизнеса 3 варианта: вас может обвинить в картеле ФАС, могут силовики, а могут — силовики по материалам ФАС.
5. Изменение диспозиции ст. 178 УК облегчает следователям работу по штамповке необоснованных уголовных дел.
Это не имеет никакого отношения к пресечению картельных сговоров. Надо дать четкое определение картеля, повысить стандарты доказывания и обоснованность решений, доведя долю проигранных решений хотя бы до среднего по ФАС уровня (!5%). Уголовную ответственность за картели целесообразно отменить.