Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Министерства здравоохранения Челябинской области, подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Минздрава по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, что выразилось в том, что компания получила доступ к информации о потребности лечебных учреждений в приоритетном порядке, что могло привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции при проведении ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» совместных торгов.
Как установлено судом, ФАС по результатам проведения в 2017 году внеплановых проверок деятельности ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравоохранения», АО «ОАС» в действиях указанных лиц, а также в действиях Министерства установлены признаки нарушения №135-ФЗ при организации проведения торгов лечебными учреждениями на территории Челябинской области, в том числе совместных торгов за счет средств ФОМС. Так, АО «ОАС» была разработана программа «Андора» (далее – ПП «Андора»), которая внедрена во все лечебные учреждения Челябинской области. При этом, как указала ФАС, Министерством организованы совместные торги для лечебных учреждений за счет средств ОМС, определены лечебные учреждения, на которых возложены функции организаторов торгов в отсутствие у них необходимых трудовых ресурсов и даны указания лечебным учреждением о необходимости направления заявок о потребности в лекарственных средствах (далее – ЛС) и изделиях медицинского назначения (далее – ИМН) в целях проведения совместных торгов посредством использования ПП «Андора». Указанные торги проводились в целях обеспечения потребности лечебных учреждений на 2015 год — 1 полугодие 2016 года. В 2016 году после создания казенного учреждения министерством и ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» также обеспечена необходимость подачи заявок лечебными учреждениями с использованием данной программы. В результате ОАС получило доступ к информации о потребности лечебных учреждений в приоритетном порядке, что могло привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции при проведении ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» совместных торгов.
Министерством в адрес руководителей учреждений здравоохранения, а начиная с 2016 года и в адрес ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» направлялись письма в целях организации совместных торгов для приобретения ЛС и ИМН на 1 полугодие 2016 года, на 4 квартал 2016 года, на 1 и 2 полугодие 2017 года, а также на период с февраля по апрель 2018 года. При этом указывалось, что перечень ЛС и ИМН, а также шаблон заявки и инструкция по ее заполнению размещены на сайте ОГБУЗ «ЧОМИАЦ» (http://www.miac74.ru либо http://sovtorg.zakup74.ru и на сайте Министерства). Содержание названных писем Министерства свидетельствует, что по указанным в них ссылкам ЛПУ могут получить не только шаблон заявки, но и перечень ЛС и ИМН. На основании указаний Министерства ОГБУЗ «ЧОМИАЦ» в 2014 году разместило на сайте учреждения по адресу http://www.miac74.ru ссылку, обеспечив переход по ней на электронные ресурсы АО «ОАС». Министерство, давая указания ОГБУЗ «ЧОМИАЦ» о размещении указанной ссылки, не предпринимало до марта 2016 года действий, направленных на получение прав на использование ПП «Андора», на размещение программы и базы данных, сформированной в ней, на вычислительных мощностях министерства. ГКУ также до сентября 2016 года не предпринимало описанных действий.
Судом было установлено, что владельцем исключительных прав на ПП «Андора» является АО «ОАС». Между ГБУЗ «ЧОМИАЦ» и АО «ОАС» 01.04.2016 был заключен договор о передаче неисключительных прав по использованию ПП «Андора», сроком действия 1 год. Однако ГБУЗ «ЧОМИАЦ» не являлось организатором совместных торгов, и, несмотря на передачу учреждению логина и пароля администратора веб-клиента программы, не использовало его в целях формирования документации и проведения совместных торгов. Фактически роль администратора ПП «Андора» после заключения договора ГБУЗ «ЧОМИАЦ» выполняли сотрудники АО «ОАС».
С февраля 2017 года ввод данных (поставщиков, товара, цен, характеристик) в ПП «Андора» осуществляется ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» во взаимодействии с сотрудниками АО «ОАС». ПП «Андора» предусматривает формирование перечня товаров, их описание, цены, а также формирование лота силами лиц, выполняющих роль Администратора программы, т.е. сотрудниками АО «ОАС». Лечебные учреждения ни цену, ни описание товара, ни его перечень не формируют.
Судом было отмечено, что обладая данной информацией, в том числе информацией о составе лота, как по объекту закупки, так и по количеству и местонахождению заказчиков компания получила возможность рассчитать свои транспортные затраты, а также затраты, связанные с обеспечением заявки и суммой обеспечения исполнения контракта для каждого лота и количеством таких обеспечений. Наличие в базе данных сведений о проектах контрактов, о соглашениях между организаторами торгов и заказчиками также позволяет компании получить данную информацию в приоритетном порядке. Более того, доступ в качестве администратора к ПП «Андора» позволяет сотрудникам общества включать или исключать из перечня ЛС и ИМН товары, формировать их цену и описание и т.п., и создает возможность включения в документацию о закупках положений, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции при торгах. Суд подчеркнул, что, несмотря на то, что ПП «Андора» и база данных использовалась организаторами торгов, лечебными учреждениями бесплатно в качестве «оплаты» компания фактически получила приоритетный доступ к указанной ранее информации в коммерческих интересах данного хозяйствующего субъекта.
Суд пришел к выводу, что все перечисленные обстоятельства позволяют компании получать конкурентные преимущества ввиду возможности планирования организации своей коммерческой деятельности по поставкам товаров для нужд учреждений области по совместным торгам. (Дело № А76-340/2019)