17952904_1922018701350481_6823276100479722177_n

В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) через Прокуратуру Чувашской Республики поступила жалоба жителя пос. Ибреси Ибресинского района Чувашской Республики. Гражданин жаловался на установление необоснованно высокой стоимости услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в 2015 году. В жалобе было указано, что при аренде абонементного ящика в почтовом отделении Ибресинского района Чувашского филиала ФГУП «Почта России» в 2014 году заявитель уплачивал сумму 396 руб. за 1 календарный год. В 2015 году стоимость аренды почтового ящика составила 1440 рублей, в связи с чем гражданин просил провести проверку обоснованности установления тарифов ФГУП «Почта России». В результате проверки ФАС возбудила дело в отношении ФГУП «Почта России» в лице Ибресинского отделения УФПС Чувашской Республики — филиала ФГУП «Почта России» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 135-ФЗ выразившегося в установлении высоких цен на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.
Услуга по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового ящика неразрывно связана с услугами почтовой связи, которые в соответствии с Законом о естественных монополиях отнесены к сфере деятельности естественных монополий. Данная услуга не является регулируемой и хозсубъект, оказывающий данную услугу, вправе самостоятельно устанавливать плату за оказание услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового ящика. Услуга по предоставлению в пользование абонементных ящиков в географических границах Ибресинского района Чувашской Республики оказывается единственным хозсубъектом — филиалом ФГУП «Почта России».
В выданном ФАС предписании было отражено требование об установлении тарифов на услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, не превышающих сумму необходимых для осуществления деятельности расходов и прибыли, однако ни в решении, ни в предписании не установлено, какая норма прибыли является обоснованной для данной услуги, в связи с чем, исполнение указанного предписания вызывает затруднения в определении процента рентабельности и его законодательного обоснования и, соответственно, итоговой цены на услугу, по мнению ФГУП «Почта России». Также по мнению почты в отношении ФГУП «Почта России» в целом исследование рынка ФАС не производилось, факты нарушения антимонопольного законодательства, помимо территории Ибресинского района, не устанавливались. Вместе с тем Ибресинское отделение почтовой связи является структурной единицей Вурнарского почтамта, который является обособленным структурным подразделением УФПС Чувашской Республики — филиала ФГУП «Почта России». Соответственно, ни УФПС Чувашской Республики — филиал ФГУП «Почта России», ни Вурнарский почтамт не обладают полномочиями по самостоятельному установлению или изменению тарифов, что свидетельствует о невозможности исполнить выданное предписание.
Согласно письму УФПС Чувашской Республики — филиала ФГУП «Почта России», услуга по абонированию ячейки абонементного почтового ящика не является услугой почтовой связи, а относится к иным услугам, которые предприятия связи оказывают контрагентам на договорной основе в соответствии с положениями ст. 420, 421 ГК РФ. А тарифы на данную услугу устанавливаются ФГУП «Почта России» самостоятельно. На рынке оказания услуг по предоставлению в пользование почтового ящика ФГУП «Почта России» занимает на территории Ибресинского района Чувашской Республики доминирующее положение с долей на рынке в 100%. Услуги по доставке почтовой корреспонденции с использованием ячеек абонементного почтового шкафа оказывают операторы почтовой связи. Таким образом, по расчетам ФАС, как физическим, так и юридическим лицам экономически нецелесообразно приобретать указанную услугу за пределами муниципального образования, так как при этом возникают расходы, превышающие 10% стоимости услуги, оказываемой на территории Ибресинского района Чувашской Республики. Барьеры входа на рынки можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, ФАС сделала вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.
Стоимость услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового ящика до 01.07.2014 г. составляла: для физлиц при наличном расчете и тарифе 35 руб. в месяц; для юридических лиц при безналичном расчете и тарифе 113 руб. в месяц. Себестоимость оказания услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового ящика для физлиц до 01.07.2014 составляла 46,97 руб. при стоимости аренды ящика на 1 месяц по цене 35 руб. Итого рентабельность составляла минус 25,5%, для юридических лиц затраты составляли 51,63 руб. при стоимости аренды ящика на 1 месяц по цене 113 руб. Соответственно рентабельность составила 118,9%. Себестоимость оказания услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа для физлиц с 01.07.2014 составляла 63,04 руб. при стоимости аренды ящика на 1 месяц по цене 120 руб. Итого рентабельность составила 91 %. Для юридических лиц затраты составляли 69,29 руб. при стоимости аренды ящика на 1 месяц по цене 283,2 руб. Соответственно рентабельность составила 309 %. Таким образом, себестоимость оказываемых услуг с 01.07.2014 по расчётам ФГУП «Почта России» составила для физлиц 63,04 руб. (рентабельность 91%), для юридических лиц 69,29 (рентабельность 309%). По мнению ФАС, рост расходов, необходимых для оказания услуги не соответствует росту стоимости услуги. Расходы с 01.07.2014 на оказание услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного шкафа для физических лиц увеличились на 34,21%, а стоимость услуги увеличилась на 242,85%; для юридических лиц рост расходов составил 34,20%, а стоимость услуги же выросла на 150,6%. Кроме того, необоснованно увеличилась планируемая рентабельность оказания услуг по предоставлению в пользование ячейки абонементного ящика с 01.07.2014 для физических лиц на 116,5%), для юридических лиц на 190,1%.
Почта использовала возможности регулирования тарифов на неуниверсальные услуги для обеспечения рентабельности и модернизации инфраструктуры. Регулярный пересмотр и индексация тарифов дают возможность ФГУП «Почта России» реализовать стратегию Почты, которая позволит предоставлять населению и организациям почтовые услуги на высоком уровне качества. По мнению суда, повышение цены и увеличение процента рентабельности с 01.07.2014 необоснованно, так как экономического обоснования увеличения рентабельности ФГУП «Почта России» не представлено, а увеличение расходов, необходимых для оказания услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа не соразмерно увеличению цены товара. Включение в себестоимость платы за услуги, которые фактически не предоставляются – это не обоснованные расходы, включенные в цену, за которые платит потребитель. В связи с этим Арбитражный суд Волго-Вятского округа оставил решение ФАС в силе. (Дело № А79-10223/2015)