ПарикмахерскаяФедеральная антимонопольная служба (ФАС) обнаружила у парикмахерской «GUTMAN BARBERSHOP» компании «Барбершоп-Новосибирск» слоган «Первая нормальная парикмахерская», а также слова на иностранном языке без перевода, что не соответствует 38-ФЗ «О рекламе» (п.1 ч.2 ст.5, пп. 1, 20 ч. 3 ст. 5, ч. 11 ст. 5 38-ФЗ). Представитель службы пояснили, что такой слоган некорректен по отношению к другим парикмахерским.  По сведениям из ФАС, владелец парикмахерской признал претензии закономерными, но его это не избавит от административной ответственности в виде штрафа.

Мониторинг решений ФАС по делам о рекламе выявил следующее. Число дел по нарушениям 38-ФЗ выросло за 2007-2014 гг. в 2,5 раза (в 2007 — 2806 дел и 2014 — 7245 дел). Можно отметить в качестве положительных моментов относительную соразмерность санкций за выявленные правонарушения, высокую степень вовлеченности представителей общественности и бизнеса через механизм Экспертных советов. Однако при этом в последнее время наметилась тенденция искусственного увеличения числа дел в отсутствии жалоб со стороны потерпевших и граждан, в т.ч. через механизм Экспертных советов по рекламе. Также отмечается рост числа курьезных дел, которые широко обсуждаются в СМИ и в социальных сетях. Такие дела не способствуют повышению авторитета государственной власти.

Конкуренция по сути своей является соперничеством, и в развитых странах ведущие бренды постоянно используют в своих рекламных кампаниях образы продукции конкурента. Такие выпады в других странах в отличие от России не запрещены законом. Иногда они приобретают затяжной характер и превращаются в многолетнюю рекламную войну, например, между BMW и Audi, Apple и Microsoft, Coca Cola и Pepsi. И если остроумный ролик или слоган в краткосрочной перспективе наносит «ущерб» конкуренту, то в среднесрочной перспективе это служит для последнего стимулом к большей изобретательности в части донесения до потребителя информации о своей продукции. В выигрыше в итоге оказываются и потребители, и экономика в целом.

В Российской Федерации такой вид конкуренции фактически запрещен, т.к. сравнение рекламируемого товара с брендами других производителей или даже упоминание бренда конкурента считается недобросовестной рекламой. Наказание за нарушение 38-ФЗ грозит даже за намеки на чужие бренды. Например, ФАС России посчитала недобросовестной рекламу йогуртов Danone «Не надейся на чудо», так как оно является товарной маркой йогурта компании «Вимм-Билль-Данн». А по жалобе Coca Cola и PepsiCo ФАС России признал недобросовестной рекламу отечественного продукта «Квас – не кола – пей Николу». Таким образом, в действующая редакция 38-ФЗ и правоприменение ограничивает открытую конкуренцию производителей. Многочисленные дела против компаний по жалобам конкурентов сделали из антимонопольной службы инструмент решения споров между компаниями, что также несет коррупционные риски. Широко стали известны дела ФАС по «оскорблению хлеба (реклама такси в Костроме «если в слове хлеб сделать 5 ошибок, то получится слово «такси»), оскорблению ветеранов гражданской войны (использование образа плаката с красноармейцем «а ты записался…»), плакатом с креветкой в Хабаровске, реклама тюменской глазной клиники «Вылечим всех» и т.д.