На прошлой неделе, 11 августа, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала компанию Google на 438,1 млн. руб. (что равняется $6,75 млн. по курсу ЦБ на 11 августа) по результатам рассмотрения дела о нарушении конкуренции на рынке предустановленных мобильных приложений в России. Не так уж много для компании, но для офиса в России штраф очень даже заметный — это составило 2,5% от выручки за 2014 год (при этом выручка за 2015 год у компании составила 22,7 млн. руб.). По словам замруководителя ФАС Алексея Доценко, ведомство рассчитывает, что Google выполнит решение ФАС и оплатит штраф в ближайшее время. При этом уже завтра 16 августа состоится слушание по делу Google против ФАС.
ФАС признала Google нарушившим антимонопольное законодательство. Таким образом, ФАС прислушалась к критике «Деловой России» (в отличие от США, главным объектом преследований являлся не иностранный, а отечественный бизнес). ФАС возбудила дело против Google в марте 2015 года. «Яндекс» жаловался, что американский конкурент вынуждает производителей мобильных устройств под управлением Android отказываться от предустановки приложений, соперничающих с продуктами самой Google, в том числе и приложений «Яндекса». Это косвенно подтверждалось тем, что сразу три производителя Android-фонов – Fly, Explay и Prestigio – почти одновременно отказались установить в своих устройствах сервисы «Яндекса».
«ФАС возбудила в отношении Google Inc. дело об административном правонарушении по ч.2 ст.14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП)». Google без труда заплатит штраф, уверен аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Для Google важнее, сможет ли она обойти решение ФАС и удержать статус-кво на российском рынке. Если нет, то у «Яндекса» есть шансы восстановить свою долю до уровня годичной давности (более 62%), ведь обычно люди пользуются тем поиском, который установлен на устройстве по умолчанию, считает Венгранович. Аналитики инвестбанков не раз писали в отчетах, что одна из главных угроз бизнесу «Яндекса» – потеря доли рынка, которая не замедлит отразиться и на выручке компании.
При этом хочется отметить, что экспертами отмечалась политика двойных стандартов Игоря Артемьева для небольших российских или зарубежных компаний. Если малый бизнес может быть обвинен в нарушении антимонопольного законодательства на одних лишь подозрениях, или одинаковых цен (на батуты в парке), то против крупного иностранного бизнеса дела Игорь Артемьев отказывался возбуждать дела даже при наличии доказательств или в редких случаях. Это не соответствует международному опыту, в США, например, антимонопольная политика активно используется для защиты американских компаний от иностранных конкурентов, и 87 % штрафов наложено на иностранные компании, в то время как в России эта цифра не превышает 0,5 %.
Необходимо отметить, что сейчас в Евросоюзе идет аналогичное разбирательство, где антимонопольное ведомство ЕС планирует оштрафовать Google на $7,4 млрд., что в 1000 раз меньше российского штрафа.