Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ОАО «Центр развития земельных отношений РТ» (г. Казань), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции. В очередной раз ФАС не понравилось, что заказчик провел несколько закупок на сумму меньше 100 тыс. руб., уйдя от столь любимых ФАС аукционов. На самом деле, проведение торгов при суммах менее 5-10 млн. руб. себя не оправдывает – издержки на проведение торгов выше потенциальной экономии. То есть татарстанских муниципалов следовало бы наградить за экономию на проведение закупочных процедур, а не наказывать. А столь любимые ФАС аукционы являются не «конкурентными процедурами», а неэффективным способом закупки, ведущим к монополизации и плодящим мошеннические схемы. Жаль, что суды пошли по формальному подходу и подтвердили решение ФАС.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в осуществлении антиконкурентных соглашений при заключении муниципальных контрактов на идентичный предмет в незначительный промежуток времени на сумму, превышающую в совокупности 100 тысяч рублей, с определенным хозяйствующим субъектом без проведения конкурентных процедур.
Палатой земельных и имущественных отношений Актанышского муниципального района РТ в период 2015-2016 гг. заключались договоры (контракты) с единственным поставщиком на предмет по оказанию услуг по организации и проведению торгов. ФАС были установлены факты неоднократного заключения Палатой нескольких договоров (контрактов) на идентичный предмет в незначительный промежуток времени на сумму, превышающую в совокупности 100 тысяч рублей с ОАО «Центр развития земельных отношений РТ». По мнению ФАС, такие действия нарушают принципы №44-ФЗ, заключение договоров со следующими предметами: организация и проведение торгов, аукционов по продаже находящегося в муниципальной собственности имущества, в т.ч. земельных участков, а также по организации и проведению торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, в т.ч. земельных участков.
ФАС пришла к выводу, что работы в рассматриваемых случаях можно было исполнить в рамках одного контракта с непосредственной публикацией извещения, проведением торгов, а также привлечением максимального числа заинтересованных лиц. По мнению ФАС заключение вышеперечисленных сделок носило двусторонний характер, стороны договоров не могли не знать о последствиях заключения сделок с органом местного самоуправления без проведения обязательной процедуры торгов.
Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка по мнению ФАС являются услуги по организации и проведению торгов, аукционов, являвшиеся предметами договоров. Согласно информации, представленной ОАО «Центр развития земельных отношений РТ», на рынке по проведению торгов и организации аукционов для муниципальных нужд осуществляют свою деятельность на территории Республики Татарстан пять организаций конкурентов. Цены на услуги ОАО «Центр развития земельных отношений РТ» являются не самыми низкими.
ФАС установлены следующие обстоятельства. Согласно представленной калькуляции цены договоров ОАО «Центр развития земельных отношений РТ» указано, что цена за 1 -10 лот составляет 7 670 руб., более 10 лотов составляет 6 316 руб. Однако, сумма по договору за 5 лотов составила 73 350 руб. Учитывая стоимость, цена должна была составить 38 350 руб., что в два раза превышает стоимость цены по расчету калькуляции. По договору сумма за 20 лотов составила 99 900 руб., Учитывая стоимость по справки калькуляции, цена должна была составить 75 800 руб., что не соответствует цене по расчету калькуляции.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии антиконкурентного соглашения между МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Актанышского муниципального района Республики Татарстан» и ОАО «Центр развития земельных отношений РТ», выразившееся в намеренном занижении цены контрактов, то есть, установлена цена до 100 000 руб. в целях избежания проведения конкурсных процедур. Договоры между Палатой и компанией с идентичным предметом заключались на протяжении 2015-2016 годов. Заключение договоров в течение такого промежутка времени позволяет сделать вывод, что договоры заключались с намерением обхода конкурентных процедур. Таким образом, согласно позиции ФАС, в рассматриваемом случае Палата не имела права заключать договор с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур. (Дело № А65-28482/2018)