Федеральная антимонопольная служба (ФАС) согласовала покупку ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (100% акций у Внешэкономбанка) 49% акций . По данным базы «СПАРК-Интерфакс» 49% акций принадлежит ПАО «МОЭК», а 51% — Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. «НОКК» использует свои котельные для производства тепловой энергии из пара и горячей воды. Такое слияние производится для организации единого оператора коммунального хозяйства на территории области в целях консолидации предприятий коммунального хозяйства задачей создания единого оператора в коммунальной сфере для дальнейшего заключения концессионных соглашений с муниципалитетами. ВЭБ позволит привлечь инвестиции в эту сферу для дальнейшей модернизации изношенной инфраструктуры и повышения качества услуг. Эта схема является пилотным проектом для обеспечения механизма государственно-частного партнерства, чтобы решить проблемы высокого износа.
Также Правительство Нижегородской области собиралось создать на базе ОАО «Нижегородский водоканал» и ОАО «Теплоэнерго» единого регионального оператора ЖКХ. А «НОКК» планируют сделать «основным оператором, обеспечивающим участие коммунальных предприятий региона в концессионных конкурсах». При этом в июне 2013 года ОАО «Нижегородский водоканал» заключило концессионное соглашение с администрацией области сроком на 25 лет, обязательствами по которому является привлечение 6,2 млрд. руб. в модернизацию инфраструктуры к 2020 году. «Нижегородский водоканал» получил, по соглашению, в пользование все системы водоснабжения и водоотведения, принадлежащие администрации региона, для модернизации.
Необходимо отметить, что ФАС, за редчайшим исключением, не блокирует слияния, ведущие к монополизации рынка. Другими словами, монополизация ключевых рынков и недружественные поглощения проходили с молчаливого согласия ФАС, госоргана, отвечающего за конкуренцию.
Так, в 2012 году в ФАС рассмотрела более чем в 3 раза больше сделок по слияниям, чем антимонопольные органы США, при том, что рынок слияний и поглощений примерно в 15 раз больше российского. Таким образом, административная нагрузка на бизнес в России в 40 – 50 раз выше, чем в США. В сопоставимых с российской экономиках Франции и Великобритании согласовывается в 20 и 40 раз меньше слияний соответственно. Кроме того, неоправданно высокие административные барьеры при контроле слияний не только тормозят, но и ведут к снижению иностранных инвестиций в Россию. Иностранные инвесторы, оценивая антимонопольное законодательство, часто принимают решение не инвестировать в отечественную экономику. При этом в 90 – 95% случаев функция контроля выполняется ФАС формально. Так, в 2012 году только в 1,8% случаев было отказано в слиянии, и в 9,4% — выставлено предписание (требование), направленное на обеспечение конкуренции (табл. 1). Примечательно, что суммарно сделки, по которым выставлены требования или даны отказы, за период 2007 – 2012 гг. составляют 300 – 500, то есть сопоставимый с показателями сделок, подлежащих контролю в сопоставимых с Россией по размеру экономики Великобритании и Франции. Видимо, именно такое число сделок и должно подвергаться предварительному контролю. Нельзя согласиться с тезисом, что ФАС надлежащим образом выполняет функцию антимонопольного контроля, запретив в 2011 году создание 60 монополий. Из года в год до 90% отказов связано с формальными причинами (непредставление информации о конечных бенефициарах сделки либо представление недостоверной информации). Например, как в 2011, так и в 2012 гг. только 6 сделок были заблокированы ФАС не по формальным основаниям, а из-за угрозы ограничения конкуренции. При этом эти отказы касаются не самых знаковых сделок (например, отказ ОГК-6 в приобретении основных производственных средств МУП «Донской» в пос. Донской Ростовской области). А все крупные слияния последних лет получили одобрение ФАС, включая создание стопроцентных монополий на рынках калийных удобрений, цинка, магистральных тепловозов, трансформаторной стали и т.п.
Таблица 1.
Например, были одобрены такие слияния как: присоединение ОАО «Сильвинит» к ОАО «Уралкалий», тем самым произошло слияние двух единственных в России производителей калийных удобрений, суммарно производящих 100% этого продукта; ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» и ЗАО «Русская медная компания» с ОАО «Челябинский цинковый завод», что привело к слиянию всех производителей цинка в России; ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» и ОАО «Холдинговая компания «Лугансктепловоз», в результате чего ЗАО «Трансмашхолдинг» увеличила свою долю на рынке магистральных тепловозов до 100%; ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и ООО «ВИЗ-Сталь». Доли компаний на рынке трансформаторной стали составляли 44% и 56% соответственно. Также руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев заявил, что «Сделка по покупке 100% акций ТНК-BP ограничит возможности «Роснефти» по дальнейшим крупным приобретениям», и что решения ФАС будут зависеть от конкретных приобретений. «Если они («Роснефть») будут покупать два туалета и бензоколонку, то это один вопрос, а если речь пойдет о каких-то крупных приобретениях, то, я думаю, нет». Другими словами, приобретение ТНК-ВР получает одобрение ФАС России, и при этом не планируется запрещать «Роснефти» приобретения дополнительных бензоколонок.
Примечательно, что на научно-практической конференции «Правовое регулирование ТЭК России» заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что только за 2011 год крупные нефтяные компании приобрели 200 небольших автозаправочных компаний, что, разумеется, повышает уровень монополизации в отрасли и ограничивает конкуренцию. Необходимо отметить, что ФАС вправе заблокировать сделку, если она ведет к ограничению конкуренции, однако за 2011 год ФАС ни раз не воспользовалась своим правом. Так что монополизация рынка нефтепродуктов и уменьшение доли «малого автозаправочного бизнеса» происходит при прямом попустительстве ФАС России.