Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила ООО «Башнефть-Розница» купить 3 АЗС, увеличив количество до 40 в Свердловской области. На сегодняшний день компания имеет 576 собственных АЗС, 178 партнерских АЗС в 14 регионах РФ. При этом еще в декабре 2015 года руководство «Башнефть» и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев договорились о сотрудничестве, что подразумевает увеличение количества АЗС на территории области.
В соответствии с ситуацией, сложившейся на рынке нефтепродуктов за последние несколько лет отметим, что попытка сдерживать рост розничных цен на топливо при росте оптовых пока не удается. Основными игроками на рынке топлива в России являются вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые повышая цены на оптовом рынке топлива приводят к тому, что АЗС принадлежащие ВИНК устанавливают цены ниже, чем независимые автозаправочные станции (АЗС). В результате независимые АЗС должны продавать бензин на своих заправках на 10-15% выше. Это приводит к тому что независимые АЗС не выдерживают конкуренции и их скупают крупные нефтяные компании, тем самым монополизируя рынок топлива. За контроль на рынке топлива в случае ограничения конкуренции в России отвечает Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), но можно отметить что усилия ведомства не приводят к положительному эффекту, к повышению конкуренции на этом рынке.
Отметим, что на научно-практической конференции «Правовое регулирование ТЭК России» заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что только за 2011 год крупные нефтяные компании приобрели 200 небольших автозаправочных компаний, что, разумеется, повышает уровень монополизации в отрасли и ограничивает конкуренцию. При этом ФАС вправе заблокировать сделку, если она ведет к ограничению конкуренции, однако за 2011 год ФАС ни раз не воспользовалась своим правом. Так что монополизация рынка нефтепродуктов и уменьшение доли «малого автозаправочного бизнеса» происходит при прямом попустительстве ФАС России.
Нефтяные компании продолжили повышение цен на бензин (начало 2011 г.) сразу после того, как штрафы за предыдущее повышение были выплачены. Согласно данным официальной статистики, в 2010 году цены на бензин выросли на 6,5% (ниже инфляции). Почти весь год продолжалось разбирательство ВИНК с ФАС России в судах. Однако уже с января 2011 года, то есть через месяц после выплаты штрафов в размере 15 млрд. рублей, которые 4 нефтяные компании, наконец, выплатили за нарушения двухгодичной давности, рост цен на бензин продолжился опережающими темпами (можно предположить – в целях компенсации уплаченных штрафов за счет потребителей). Только за 1 полугодие 2011 года цены на бензин выросли на 11,6% (заметно выше инфляции), то есть рост был в 4 раза быстрее, чем в 2010 году.
Один из немногих примеров классического антимонопольного кейса (а не столь любимых регулятором дел по «ущемлению интересов») в практике ФАС: монополист, компания-оптовик, работающая одновременно и на розничном рынке, повышает оптовые цены более высоким темпом (или даже выше в абсолютном выражении) розничных. Независимые АЗС несут убытки и вытесняются с рынка. Зачастую их бизнес в итоге скупается компанией монополистом. Именно на такие кейсы, а не на банальный «рост цен на бензин» должна в первую очередь обращать внимание ФАС, ведь рост цен — это уже следствие монополизации. Борясь не с причиной, а со следствием, трудно добиться положительного эффекта — в лучшем случае монополист переложит выплаченные ФАС штрафы на потребителей. К сожалению, подобных «классических антимонопольных кейсов» в практике ФАС немного. В большинстве регионов поглощение независимых АЗС произошло при бездействии регулятора. Но даже там, где дела возбуждаются (например, в Нижегородской области и Приморском крае), они не могут устоять в суде.
ФАС России выдала в 2007 году предписание ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» (г. Нижний Новгород) перечислить в федеральный бюджет доходы, полученные в результате нарушения (ч.1 ст.10 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (135-ФЗ) в части установления, поддержания монопольно высоких цен на реализуемое в Нижегородской области топливо, на сумму 7 млн. рублей. Дело в отношении компании было возбуждено по инициативе Нижегородского Управления ФАС России, а также по заявлению ряда нижегородских компаний, которые жаловались на то, что ценовой политикой в области ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» поставила предпринимателей в невыгодные условия, и они вынуждены терпеть убытки. ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» установило розничные цены на нефтепродукты практически на одном уровне с оптовыми. Таким образом, покупая оптом горюче-смазочные материалы у ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» частные компании, чтобы быть рентабельными, должны продавать бензин на своих заправках на 10-15% выше, тогда как на АЗС, принадлежащих ОАО «Лукойл», цены соответственно ниже.
При этом отметим, что в 2011 году ФАС России оштрафовала ПАО «НК «Роснефть» — Алтайнефтепродукт» за ценовой сговор на рынке Алтайского края. Дело по признакам согласованных действий в ценообразовании на бензин марок АИ-80 и АИ-92 между 15 владельцами АЗС Бийска Алтайского края (п. 1 ч. 1 ст. 11 135-ФЗ), среди которых была и ПАО «НК «Роснефть» — Алтайнефтепродукт», было возбуждено ФАС России в октябре 2010 года. Компанию оштрафовали на 700 тыс. руб. В Алтайском крае была резко ограничена продажа бензина. Автозаправочные станции двух крупнейших региональных операторов рынка — компаний ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Роснефть» — отпускали только по 20 литров бензина на машину для владельцев дисконтных карт, на других АЗС края продажа топлива остановлена. Ситуация состояла в том, что в Центральном федеральном округе 4 нефтеперерабатывающих завода встали на профилактические работы, а также в Сибирском федеральном округе ожидали ремонта.