3990206

В середине года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) занялась проверкой компаний, реализующих программу импортозамещения при поставках техники на предприятия ОПК. ФАС выявила, что некоторые компании при приобретении оборудования иностранного производства меняли лейблы и продавали как отечественное. По мнению некоторых специалистов, эта проблема связана с OEM (original equipment manufacturer) -производством, которое налажено в России китайцами, то есть наши компании покупают оборудование китайского производства и брендируют с минимальной модернизацией. Подобная технология производства используется во всем мире и позволяет предприятиям объединяться, чтобы создать конечный продукт. Итоги проведенной проверки будут доложены в Правительство и Администрацию Президента. Замруководителя ФАС Максим Овчинников направил письмо в августе в Минпромторг, сообщая, что ведомство занимается проверками закупок товаров импортного производства для нужд обороны и безопасности страны под видом российских, особенно закупки радиоэлектроники.

А в октябре этим же вопросом озадачилась Генпрокуратура, направив письмо в Ассоциацию поставщиков электронных компонентов (АсПЭК), в котором говорится о проведении проверки исполнения законодательства при импортозамещении иностранной продукции, применяемой для создания и при производстве вооружений и военной техники с использованием бюджетных средств. Генпрокуратура просит АсПЭК сообщить информацию о тех заказчиках кто не покупает российское оборудование, а также ситуацию с незагруженными производственными мощностями и о проблемах с господдержкой. Представители предприятий ОПК сообщают об отсутствии связи между проверками двух надзорных органов, хотя они и нацелены на проверку эффективности импортозамещения.

С 2011 по 2013 год в России действовало Постановление Правительства от 7 февраля 2011 г. N 56 «Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства», а с 2013 года Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» по которым товары от иностранных поставщиков можно закупать только при отсутствии отечественных аналогов и при соответствующем заключении Минпромторга. Документ содержит ряд критериев, по которым товар относится к российскому, в числе которых создание производства по специальному инвестконтракту (СПИК). Минпромторг определил СПИК как новый инструмент промполитики, по которому регионы могут заключать соглашения с иностранными производителями.

Минобороны по сути отвергает претензии ФАС, утверждая, что на всех этапах производства контроль осуществляется военпредами Министерства, аккредитованными на предприятиях ОПК, поэтому вариант попадания комплектующих иностранного производства в продукцию, создаваемую в интересах Министерства исключен. При необходимости закупки таких комплектующих Минобороны запрашивает заключение Минпромторга.

Не согласны с ФАС и в Объединенной приборостроительной корпорации (входит в «Ростех»): в сфере гособоронзаказа (ГОЗ) существуют жесткие требования, которые попадание иностранных комплектующих делают практически невозможными. Если такое происходит, то это нонсенс и это понимают, как заказчики, так и поставщики. В связи с этим даже если нарушение имеет место быть, то только в единичных случаях.

Представители АсПЭК считают, что использовыание иностранной продукции в ОПК это большая проблема, то есть при отсутствии доступа у государства к разработке и модернизации техники, такое оборудование не должно попадать в сферы повышенной ответственности. Также отмечается, что пока производство оборудования экономически выгоднее в Китае и за эту проблему ответственность несут те, кто регулирует таможенными пошлинами баланс внутреннего производства и внешней торговли.

Напомним, кто такой замруководителя ФАС Максим Овчинников. В декабре 2009 года Максим Овчинников был назначен на должность начальника Управления промышленности и оборонного комплекса. По мнению экспертов, сразу после его назначения должности заместителей начальника управления стали иметь свою цену.

Весной 2010 года Управление Овчинникова согласовало сделку экономической концентрации структурам ОАО «Северсталь» в течение 2 часов, что стало своеобразным антирекордом для ФАС, учитывая, что рассмотрение подобных сделок составляет до 1 месяца. В декабре 2013 года Управлением Овчинникова было существенным образом смягчено предписание ОАО «РУСАЛ», выданное ранее в 2007 году. Так, был де-факто увеличен размер премии (надбавки к цене, уплачиваемой отечественными потребителями алюминия, в 3 раза в условиях конца 2013 года). Текст решения, выданного Управлением Овчинникова, по делу ОАО «Химпром» за монопольно высокую цену на мягчитель-2, кроме перечисления присутствующих представителей сторон содержит только 3 строки. Эксперты часто отмечают отсутствие в решениях ФАС должного анализа рынка, выводов о наличии или отсутствии нарушения и доказательств, обоснований, но решение в 3 строки можно считать очередным антирекордом. 17 июня 2014 года ФАС прекратила дело в отношении ОАО «Научно-исследовательский институт технического стекла» – производителя специализированного остекления для авиационной, космической и военной техники на основании анализа рынка, подготовленного Управлением Овчинникова. Следует отметить, цены на бронестекло за полгода выросли в 10 раз, в ФАС с жалобами обратилось несколько головных исполнителей по госконтрактам Минобороны, однако по мнению Максима Овчинникова, монополист обосновал 10-кратное повышение цен.

Весной 2014 Максим Овчинников разработал новый подход при определении монопольно высоких цен (далее – методика) на сырьевых рынках, а также крупных металлургов и производителей стройматериалов. По мнению «Деловой России», применение данной методики окажет негативное влияние на отечественных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Применение методики приведет к тому, что в отношении отечественных промышленных предприятий, которые выходят на рынки Китая и Азии, где для достижения результата приходится применять агрессивную ценовую политику, будут возбуждены дела с перспективой крупных штрафов и уголовного преследования. Например, НЛМК продавал в Китай электротехническую сталь дешевле, чем в России, ФАС сочла это нарушением, но суд НЛМК выиграл, так как такой способ расчета монопольно высокой цены предусмотрен не законом, а методическими рекомендациями самой ФАС. В конце 2014 – начале 2015 г. из-за девальвационного скачка экспортные цены на целлюлозу Архангельского ЦБК в рублевом эквиваленте оказались ниже внутренних, с марта 2015 г. внутренние цены не превышают экспортных. Ценовое ориентирование на зарубежные товарные рынки поставит Россию в зависимость от иностранной конъюнктуры. Более того, принятие методических рекомендаций повлечет за собой применение антимонопольных санкций к российским компаниям, если они начнут экспортировать продукцию, например, в Китай. По сути, ФАС толкает компании на то, чтобы строить новые заводы в Китае, а не в России. Поддержка экспорта, прежде всего несырьевого, стала основой экономического роста многих стран, как Запада, так и Востока. Предложение ФАС преследовать отечественных экспортеров непродуктивно и в интересах наших иностранных конкурентов. ФАС постоянно предъявляла претензии производителям, которые занимаются экспортом, особенно в Китай.

Также известно, что он с 2010 года включен в список информаторов Алексея Навального. Отметим, что госслужащие упомянутые в этом списке покинули свои посты, а Максим Овчинников не только не покинул свой пост, но и был повышен до заместителя руководителя ФАС. Овчинников на совещаниях и в рабочих беседах подвергает критике политику руководства страны и «аннексию Крыма».

Скорее всего, Овчинников решил поучаствовать в переделе рынка. Обычно в таких случаях под прицелом оказываются наиболее успешные частные предприятия отрасли. По нашей информации, в середине этого года ФАС действительно проводила масштабные проверки, в ходе которых были выявлены предприятия, наклеивающие свои лейблы на китайскую продукцию. Однако некоторым из них удалось договориться с Максимом Овчинниковым. Ведь если компания занимается реальным производством в России, пусть даже с использованием китайской компонентной базы из-за полного отсутствия отечественной, то у него низкая рентабельность и нет средств на взятки чиновникам. Иное дело — предприниматели, использующие серые схемы. Таким образом, подчеркнем, ФАС не начала «вдруг» заботиться о национальных интересах России. Руководство осталось то же, оно по-прежнему несменяемо и безнаказанно, и давно сделало свой выбор в пользу защиты интересов транснациональных корпораций в России. Громкое заявление ФАС о «наклейках» — удар по еще работающим частным предприятиям в ОПК, действительно занимающимся производством. Именно потому, что занимаются, на них положили глаз некоторые крупные структуры. А ФАС лишь отрабатывает их заказ.

В ближайшее время Reformafas опубликует список предприятий, которым удалось договориться с ФАС. Следите за нашими новостями.