Пятый арбитражный апелляционный суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Терминал-Запад» (г. Петропавловск-Камчатский), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции. Как и в большинстве картельных дел, в рассматриваемом случае ФАС пыталась обвинить предпринимателей в картеле, исходя только лишь из формальных признаков, не проведя должного расследования и анализа рынка. А ведь за такие «нарушения» руководство ФАС во главе с Игорем Артемьевым планирует ужесточить уголовное наказание.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в создании видимости конкуренции при фактическом ее отсутствии.
Как установлено судом, ГУП КК «Камчатэнергоснаб» провел запрос предложений на поставку дизельного топлива общей стоимостью 709,3 млн. руб. На каждую из процедур были поданы заявки двух компаний ООО «Терминал-Запад» и ООО «Меридиан». Во всех процедурах победу одержала компания ООО «Терминал-Запад». Как усматривается из решения ФАС, признаками антиконкурентного соглашения при проведении запроса предложений послужили: отказ компании-участника от конкурентной борьбы, минимальная разница в ценовом предложении, распределение победы в запросах предложений между компаниями-конкурентами. Также на основании изучении сведений из ЕГРЮЛ ФАС пришла к выводу о взаимозависимости указанных компаний.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что ФАС не представила надлежащих доказательств, позволяющих сделать вывод о заключении между ООО «ТерминалЗапад» и ООО «Меридиан» соглашения, результатом которого явилось устранение конкуренции при проведении торгов. Действия участников торгов не являются безусловным подтверждением вступления их в соглашение, а лишь наряду с иными обстоятельствами могут свидетельствовать о каких-либо договоренностях между хозсубъектами. Кроме того, вступление хозсубъектов в соглашение предполагает предсказуемое индивидуальное поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения.
Вместе с тем, доказательства получения какой-либо материальной выгоды (денежных средств, полученных от победителя), ФАС не представлены. Кроме того, как указал суд, каждый из участников действовал в соответствии с требованиями закона в своих интересах, наличие соглашения между ними не доказано совокупностью допустимых и относимых доказательств по делу. Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о признании оспариваемого компанией решения ФАС недействительным. (Дело № А24-1467/2019)