Арбитражный суд поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против муниципального казенного учреждения (МКУ) «Исполнительный комитет (Исполком) муниципального образования п.г.т. Камские Поляны» (Татарстан), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Обвинения против чиновников выдвигались достаточно серьезные – передача муниципальных контрактов «в пользу одного лица». Такие действия, если они действительно имеют место, представляют куда большую опасность, чем пресловутые картели. Однако глава ФАС Игорь Артемьев предпочитает говорить о картелизации экономики, гоняясь по факту за малым бизнесом, налагая на него многомиллионные штрафы и стремясь привлекать к уголовной ответственности. Чиновники же отделываются легким испугом в виде небольших штрафов, но даже эти штрафы «слетают» в суде.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Исполкома по признакам нарушения статьи 16 № 135-ФЗ, выразившегося в осуществлении им согласованных действий с ООО «Камстройпроект –НК» с целью получения финансирования из бюджета, и передачи денежных средств лицу, выполняющему работы согласно муниципальным контрактам, а также осуществления согласованных действий с целью проведения аукционов на выполнение работ в пользу предварительно определенного лица. Также МКУ Исполком привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
По итогам проведения открытых аукционов в электронной форме между Исполкомом и ООО «Камстройпроект-НК» заключены муниципальные контракты на выполнение работ № 1208 от 10.12.2012; № 1210 от 11.12.20112; № 1402 от 15.04.2013; № 1405 от 08.04.2013; № 1620 от 10.09.2013; № 1436 от 04.06.2014. Заказчиком аукциона являлся Исполком, муниципальные контракты по результатам указанных торгов заключены с ООО «Камстройпроект-НК»:
26.11.2012 проведен аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания 1/07 в п.г.т. Камские Поляны по начальной цене (НМЦК) 3 147 222,75 руб. Муниципальный контракт заключен 10.12.2012, срок выполнения работ до 25.12.2012, акт о приемки работ составлен 11.12.2012, муниципальный контракт расторгнут в связи с сокращением работ, сумма контракта составила 2 675 139 руб.;
11.12.2012 заключен муниципальный контракт № 1210 для выполнения работ по замене магистрального водопровода от «ГВ-24» до «ГВ-61» в п.г.т. Камские Поляны на сумму 4 068 226,60 руб., срок работ до 21.01.2013, акт приемки работ составлен 17.12.2012. Соглашением от 24.12.2012 муниципальным контракт расторгнут в связи с сокращением работ до суммы 4 001 573,48 руб.;
15.04.2013 заключен муниципальный контракт № 1402 на выполнение работ до 15.05.2013 по ремонту здания 1/07 в п.г.т. Камские Поляны на сумму 3 574 865,05 руб. Акт о выполненных работах составлен 15.04.2013. Соглашением от 29.04.2013 контракт расторгнут в связи с сокращением объема работ по сумму выполненных работ на 3 328 018,19 руб.;
10.09.2013 заключен муниципальный контракт № 1620 для выполнения работ сроком до 31.10.2013 по обустройству сцены в п.г.т. Камские Поляны на сумму руб. Акт о выполненных работах составлен 13.09.2013 (сумма контракта в решении не указана)
04.06.2013 заключен муниципальный контракт № 1436 для выполнения работ сроком до 30.06.2013 по реконструкции водоочистительной станции с переходом по обеззараживанию питьевой воды гипохлоритом натрия взамен жидкого хлора в п.г.т. Камские Поляны. Акт о выполненных работах составлен 14.06.2013 (сумма контракта в решении не указана).
ФАС указала, что акты о приемки работ по всем указанным муниципальным контрактам составлены спустя короткое время, при недостаточном времени для выполнения работ, целью заключения муниципальных контрактов являлся не поиск лиц для выполнения подрядных работ, а«получение финансирования из бюджета и передача денежных средств лицу, выполняющему работы по муниципальным контрактам».
По мнению суда, нарушений процедуры и порядка проведения аукциона по реализации муниципальной собственности, которые могли бы свидетельствовать о совершении действий, направленных на ограничение конкуренции организаторами аукциона, ФАС не установлены. Доказательств признания аукционов на право заключения муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ, материалы антимонопольного дела не содержат. Вместе с тем факт заключения договоров сам по себе не может свидетельствовать о нарушении сторонами статьи 16 №135-ФЗ при отсутствии каких-либо доказательств наличия соглашения либо согласованных действий, запрещенных этой нормой.
Помимо факта заключения данных договоров на выполнение подрядных работ, каких-либо иных выводов о наличии между Исполкомом и ООО «Камстройпроект-НК» соглашений либо согласованных действий, запрещенных статьей 16 №135-ФЗ, ФАС в решении не приведено и доказательства таких обстоятельств не представлены.
Также по мнению суда ФАС не представила доказательства аффилированности лиц, поименованных в решении (Павловым В.А. –бывшим директором Общества и Главой Исполкома), не указаны и не представлены доказательства влияния Главы Исполкома на результаты проведенных открытых аукционов, по результатам которых в 2012-2013 годах заключены муниципальные контракты.
ФАС, отразив заключение муниципальных контрактов по результатам аукциона и сроки их выполнения, не исследовала вопрос согласованности действий и не привела доказательства о наличии таких действий. (Дело № А65-31348/2015)