morskoj-port

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) при доработке проекта правил недискриминационного доступа (ПНД) к услугам портов и транспортных терминалов отказалась от возвращения к регулированию тарифов, но обязала портовиков рассчитывать услуги в рублях. 10 октября замруководителя ФАС Александр Редько направил документ в Правительство. Ориентировочный срок вступления документа в силу оговаривается как июнь 2017 года. Правда стивидоры и Минтранс имеют замечания к документу, портовики считают, что ФАС вводит больше ограничений чем на другие транспортные сектора. При этом предыдущая версия документа содержала пункты в которых прописывалось, что услуги в портах признаются услугами естественных монополий, тем самым отменяя либерализацию тарифов. Также документ включат обязанность для ОАО «РЖД» согласование заявок на перевозку при существующей договоренности клиента с портовиками. Также стивидоры должны вести единую тарифную политику. Документ обязывает направлять заявку на доступ к инфраструктуре порта и заявку на получение услуг за 30 дней. Заявки сохраняются у стивидоров в реестре на сайте, также в интернете публикуются информация о ценах, планы по расширению возможностей порта, а также ограничения, вводимые по перевозкам всеми видами транспорта. Минтранс предлагает убрать согласование заявок из документа на перевозку по ж/д, а также исключить определение «доступ к объектам инфраструктуры» из-за некорректности формулировки, так как такая формулировка позволяет потребителям распоряжаться объектами и убрать раздел, обязывающий раскрывать информацию в сети, так как этот вопрос не является предметом регулирования проекта.

Ассоциация морских торговых портов (АСОП) представила отрицательную резолюцию на проект документа и направила главе ФАС Игорю Артемьеву и Министру экономического развития Алексею Улюкаеву предложение провести заседание методического совета с участием экспертов. Представитель Ассоциации сообщил, что ФАС обещала привлечь для разработки документа экспертное сообщество на базе ведомства, но в итоге документ направлен без обсуждения. Также положения документа аналогичны положениям ПНД для аэропортов, по которым претензий у участников рынка нет.

Стивидоры соглашаются с претензиями Минтранса и АСОП, главная проблема документа заключается в определении технической возможности операторам принимать грузы. При этом представители «Русала» отмечают, что уменьшение регулирования приводит к перекосу маржинальности в пользу монопольного сектора, а это в свою очередь сказывается на недовыручке других отраслей.