Источник изображения

Арбитражный суд Северо-Западного округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (Мурманская обл.), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Несмотря на то, что ФАС переданы колоссальные полномочия по контролю за тарифами ЖКХ, слабые усилия обуздать их рост на уровне теруправлений ФАС не дают должного результата. Потому что на уровне руководства ФАС давно произошла спайка с монополистами, и под «бдительным контролем» ФАС тарифы растут в 7 раз быстрее инфляции. А 1 июля 2018 г. ФАС согласовала очередное увеличение тарифов.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Комитета по признакам нарушения пунктов 1, 4 статьи 16 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении устного антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к необоснованному росту размера платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов ЗАТО г. Североморск, а также к ограничению доступа на товарный рынок по управлению многоквартирными домами в границах муниципального образования ЗАТО г. Североморск.
ФАС вменяет заключение устного ограничивающего конкуренцию соглашения между ООО «Североморскжилкомхоз» (ИНН 5110004416), ООО «Североморскжилкомхоз» (ИНН 5110004455), ООО «Североморскжилкомхоз» (ИНН 5110004430) и ООО «Североморскжилкомхоз» (ИНН 5110004487) как участникам конкурсов и в последующем организациям, с которыми по результатам проведенных конкурсов по отбору управляющей организации заключены договоры управления, и Комитету, выступающему в качестве организатора конкурсов.
По мнению ФАС, стороны обеспечили выход группы компаний ООО «Североморскжилкомхоз» на рынок услуг по управлению многоквартирными домами в границах муниципального образования ЗАТО г. Североморск. Что привело к необоснованному росту размера платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов ЗАТО г. Североморск, и повлекло ограничение в доступе на товарный рынок по управлению многоквартирными домами в границах муниципального образования ЗАТО г. Североморск.
Комитетом в период с апреля по июль 2015 года проведены конкурсы по отбору управляющей организации с целью управления многоквартирными домами, по результатам которых договоры управления многоквартирными домами были заключены с ООО «Североморскжилкомхоз» (ИНН 5110004455), ООО «Североморскжилкомхоз» (ИНН 5110004430), ООО «Североморскжилкомхоз» (ИНН 5110004416) и ООО «Североморскжилкомхоз» (ИНН 5110004487).
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что законодатель для организатора конкурса предусмотрел обязанность лишь самостоятельно установить требования по стоимости оказываемых работ и услуг, не установив требования обеспечить наличие соответствующих расчетов как таковых. А равно требования относительно порядка определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, обоснованно пришел к выводу о том, что в данном случае, само по себе, отсутствие у Комитета в наличии расчетов размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения, примененных при проведении в 2015 году конкурсов, не может свидетельствовать о невыполнении Комитетом обязанностей.
Суд первой инстанции установил, что нельзя с достоверностью свидетельствовать о невыполнении Комитетом самостоятельного расчета и применении тарифа, рассчитанного сотрудниками ООО «Аудит-финанс центр».
Также судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ФАС фактически экономическая обоснованность примененных при проведении конкурсов размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах жилищного фонда ЗАТО г. Североморск не проверялась. А необоснованность тарифов ФАС связывала с отсутствием у Комитета расчетов размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений, примененных при проведении конкурсов в 2015 году.
По мнению суда апелляционной инстанции, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что само по себе отсутствие расчетов примененных тарифов с учетом вышеприведенных правовых норм не может свидетельствовать об их экономической необоснованности. (Дело № А42-2696/2017)