В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба Департамента цен и тарифов Магаданской области на ООО «Аэрофьюэлз Магадан». По мнению заявителя, компания злоупотребила доминирующим положением и установила монопольно высокую цену на услугу хранение авиационного топлива. Департамент цен и тарифов Магаданской области указал, что ООО «Аэрофьюэлз Магадан», являясь единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по хранению авиатоплива в аэропорту г. Магадан, в отсутствие государственного регулирования в одностороннем порядке увеличило стоимость услуг хранения авиатоплива с 797 руб. до 1 210 руб. за 1 т завезенного/сданного на хранение авиатоплива, т.е. рост тарифа составил 152%.
ФАС возбудила дело в отношении «Аэрофьюэлз Магадан» по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по обеспечению заправки воздушных судов авиатопливом в период с 01.06.2015 по 30.09.2015.
Согласно произведенному ООО «Аэрофьюэлз Магадан» распределению затрат за 9 месяцев 2015 года, и не подтвержденному методикой расчета, доходы за 1 тонну хранения авиатоплива составили 1 051,5 руб./т, расходы — 2 514,6 руб./т, убыток по данной услуге составил 1 463,1 руб./т. В то же время доходы по услуге «заправка воздушных судов авиационным топливом» составили 2 009 руб./т, фактические расходы по услуге составили 989,6 руб./т, прибыль — 1 019,4 руб./т, рентабельность 103%. Таким образом, из представленных ООО «Аэрофьюэлз Магадан» документов следовало, что при распределении затрат по видам услуг рентабельность услуги по заправке воздушных судов авиатопливом составила больше 100%, против планируемой рентабельности в размере 25% (плановая смета доходов и расходов ООО «Аэрофьюэлз Магадан» на 2015 год). По мнению ФАС, это указывает на признаки монопольно высокой цены данной услуги в соответствии со ст. 6 135-Ф3. При этом, услуга по хранению авиатоплива согласно представленному распределению — являлась убыточной.
При анализе ФАС установила, что из сложившегося показателя фактической себестоимости услуги в размере 989,6 руб./т установлено, что включенные в цену расходы по заправке воздушных судов топливом за период с 01.06.2015 по 30.09.2015, превысили фактические расходы. Таким образом, установленная в период с 01.06.2015 по 30.09.2015 цена на услугу по заправке воздушных судов авиационным топливом в размере 2 009 рублей за 1 т превысила сумму необходимых расходов и прибыли, что стало признаком нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ. ООО «Аэрофьюэлз Магадан» в период с 01.06.2015 по 31.12.2015 занимало доминирующее положение на территории аэропорта Магадан на рынке по авиатопливообеспечению воздушных перевозок, в части услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом с долей 100%.
Фактически полученная ООО «Аэрофьюэлз Магадан» прибыль за период с 01.06.2015 по 30.09.2015 составила 1 019,4 руб./т, т.е. превысила в 2,5 раза рпибыль, установленную Постановлением Правительства в 3 раза. Рентабельность составила 103% при запланированной рентабельности 25%, против установленной Постановлением Правительства рентабельности 20%.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства были даны пояснения о том, что распределение фактических расходов по статьям затрат по видам деятельности за 2015 г. происходило по иным критериям, чем в представленных ранее в антимонопольный орган документах по фактическим расходам за 9 месяцев 2015 года.
ООО «Аэрофьюэлз Магадан» представило в ФАС «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности ООО «Аэрофыоэлз Магадан», утвержденный решением единственного участника ООО «Аэрофьюэлз Магадан» от 18.03.2016.
В решении единственного участника установлено, что указанный порядок применялся, в том числе для формирования информации о фактических доходах и расходах по регулируемым услугам за 2015 г. В представленных пояснениях, было указано, что утвержденный порядок ведения раздельного учета применялся ООО «Аэрофьюэлз Магадан» к оборотам за 12 календарных месяцев 2015 года, а не к отдельно взятому промежуточному периоду — 4 кв.2015 года. По результатам рассмотрения указанного порядка ФАС пришла к выводу о том, что поскольку порядок утвержден 18.03.2016, и его действие начинается с момента утверждения, т.е. с 18.03.2016, обратной силы порядок не имел и не мог быть распространён на периоды до его разработки и утверждения.
Также ФАС запрашивала Северо-Восточное Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о предоставлении информации об аэропортах, сопоставимых с аэропортом г. Магадан с учетом критериев: географическое положение, грузопоток, пассажиропоток, инфраструктура и иные характеристики. В результате на территории ответственности Северо-Восточного МТУ ВТ ФАВТ аэропорты, сопоставимые с аэропортом г.Магадан отсутствовали. По информации Камчатского УФАС было установлено, что на территории Камчатского края за 2012 – 2014 гг. операторами топливно-заправочного комплекса, оказывающими услуги по авиатопливообеспечению в аэропорту «Петропавловск-Камчатский» (Елизово), являлись два хозсубъекта: ООО «Компания «Солнечный ветер», часть группы лиц в составе ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» и ООО «ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ». Указанные операторы в 2014 году оказывали комплексную услугу по авиатопливообеспечению, включающую услуги по хранению авиатоплива и услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиатопливом с установлением единой цены услуги, что нельзя сказать об услуге по заправке воздушных судов авиатопливом, оказываемой ООО «Аэрофыоэлз Магадан». ФАС сделала вывод об отсутствии сопоставимого товарного рынка с товарным рынком Магаданской области. В связи с этим 6 Арбитражный апелляционный Суд оставил решение ФАС в силе. (Дело № А37-2280/2016)