kia_service_1

Минпромторг собирается обязать автоконцерны развивать официальные сервисные центры по всей стране. Механизм реализации пока неясен. Отметим, что в Крыму из-за санкций, иностранные компании работают по субдилерским схемам, что приводит к переплатам при покупке машины. Если компании начнут выходить в другие регионы, то смогут претендовать на господдержку автопрома, величина которой составит 60 млрд. руб. Учитывая, что иностранные компании теряют рынок, то господдержка им необходима, если откажутся, то окажутся под угрозой штрафов за работу в Крыму. В перечень таких компаний входят Renault, Toyota и Ford. При этом китайский автопром, который активно работает в Крыму, не допущен к программе льготного кредитования. А Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступает против открытия официальных сервисных центров иностранных производителей. На сегодняшний день иностранные компании поставляют машины в Крым через Краснодарских дилеров, не создавая сеть в Крыму из-за санкций, также есть те, кто вообще не представлены в регионе, например, Lexus или Jaguar Land Rover. Хотя некоторые имеют свою сеть на полуострове, в числе которых европейские PSA Peugeot Citroen, VW Group, корейские Hyundai и Kia, китайские Lifan, Chery, Geely, а также японский Nissan. Так как официального обслуживания на территории полуострова нет, то проходят его на дилерских СТО в Краснодарском крае. При этом если компании откроют свои центры, то могут понести как административную ответственность, так и уголовную, подразумевающие штрафы в пределах $1 млн. и заключение топ-менеджмента в тюрьму, а также попадание в черный список своего Правительства, что повлечет за собой лишение госконтрактов в своей стране.

При этом представители автоконцернов скептически относятся к этой идее и говорят, что осуществляют доступ к сервису и запчастям через наиболее «эффективные форматы», которые окупаются. А открывать центры в тех регионах в которых они не представлены без окупаемости нет никакого смысла. Также они отмечают, что если бы нашли автомобильный рынок Крыма привлекательным, то нашли бы лазейки. Представители дилеров сообщают, что отрицательно относятся к директивному управлению рынком государством.

Также специалистами отмечается неясность корреляции между сервисами, дилерами в регионах и господдержкой, так как не связано с производством. Соответственно этот критерий многим не нравится, ведь решение вопроса об открытии дилерских центров это вопрос не быстрый, нужно объявить тендер, найти партнеров, закупить оборудование, подготовить персонал и т.д. возникает вопрос если не найдется партнер, который захочет с производителем работать. Например, сейчас Mercedes собирается заключить специнвестконтракт под производство в Подмосковье и получать господдержку, соответственно будут ли вынуждать его открывать свои центры на Сахалине? Также необходимо учитывать, что покупатели стараются экономить, ремонтируя машины в серых сервисах, а государство при этом заставляет открывать автоконцерны новые станции техобслуживания.

Напомним, что в январе 2015 г. руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что ничего страшного в запрете поставок продукции Apple в Крым нет.  ФТК (антимонопольное ведомство США) уже давно возбудила бы дело на месте ФАС, под предлогом, например, что иностранный монополист Apple ограничил конкуренцию и ущемила интересы потребителей, закрыв доступ в онлайн-магазин приложений App Store с территории Крыма, а также создала дискриминационные условия крымским разработчикам, лишив их доступа к порталу, запретив использовать свой софт и потребовала уничтожения всех материалов, которые уже были использованы специалистами.