ничего не вижуСтрашная трагедия, повлекшая гибель 14 школьников в детском лагере в Карелии 18 июня 2016 года, заставляет задуматься не только непосредственно о вопросах безопасности, но и об организации контроля за размещением государственного заказа — сферы ответственности Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Сегодня стало известно, что ведомство Игоря Артемьева не выявило нарушений в Департаменте социальной защиты города Москвы. Именно этот департамент разместил госзаказ на организацию детского отдыха в Карелии. При этом, принадлежащий задержанной Елене Решетовой ООО «парк-отель «Сямозеро», в котором произошла трагедия, давно получало контракты от московских властей, общая сумма которых составила 108,7 млн руб. Примечательно, что цена контракта в большинстве аукционов была лишь на 1% ниже стартовой.
На конкурсе у ООО «Парк-отель «Сямозеро» конкурентов было немного, и она умудрялась всегда выходить победителем.​ В последнем конкурсе  участвовали 2 компании. В пяти предыдущих  постоянным соперником «Парк-отеля» было ООО «Карелия-Опен», при том, что Решетова владеет почти одноименным ООО «Карелияопен». В трех конкурсах эти две компании  были единственными участниками и каждый раз демонстрировали одинаковое ценовое поведение. ООО «Карелия-Опен» предлагала оказать услуги по цене на 0,5% ниже стартовой, а «Парк-отель» — на 1% и выходил победителем. Ни в одном тендере «Карелия-Опен» не победила, а отдельно от «Парк-Отеля» на торги она не выходила.  В завершение картины компании зарегистрированы по одному адресу..

ФАС не просто не обратила внимания на эти торги, она проводила проверку в московском департаменте, и не выявила никаких нарушений, несмотря на все признаки аффилированности участников и их сговора.
Эта ситуация в очередной раз демонстрирует не просто низкую эффективность, но деструктивность существующего процедурного контроля ФАС за закупками. Наш анализ показывает, что ФАС оспаривает («сносит») торги, которые являются более конкурентными, имеют больше число участников и характеризуются большим снижением цен. Ведь очевидно, что в таких торгах больше проигравших, которые вели честную борьбу и уверены в своей правоте. Следовательно, они с большей вероятностью подадут жалобу в ФАС. Так, мы проанализировали базу судебных решений ФАС по 44-ФЗ. В базу за 2014 г. вошли все (более 2,1 тыс.) закупки, по которым ФАС выли выявлены нарушения, и соответствующие решения ФАС были оспорены в судах участниками торгов или заказчиками. По оспариваемым закупкам среднее число заявленных участников составило 3,7, а допущенных к торгам — 2,8. Снижение цены в среднем составило 15,3%. При этом, согласно данным Росстата в 2014 г., в среднем по закупкам в рамках 44-ФЗ в 2014 г., число участников составило 1,8, а снижение цены — 3,8%. Таким образом, оспариваемая закупка — как правило, более конкурентная и с существенно большим снижением цены.
При этом, давно назревшие и очевидные вопросы — запрет на участие в торгах аффилированным компаниям, запрет подачи заявок и ценовых предложений с одного IP-адреса не находят своего решения, Технически на базе zakupki.gov.ru и электронных торговых площадок это сделать несложно, равно как и отслеживать синхронность поведения участников — отследить, что в нескольких процедурах одна и та же компания снижает цену на 0,5%, а другая — на 1% с помощью современных технологий проще простого.
На наш взгляд. этого не делается для того, чтобы порождать коррупционный фактор. ФАС может закрыть либо не закрыть глаза на вопиющие нарушения в зависимости от того, найдется ли «понимание» у заказчика или поставщика. Правда платить за 1 место ФАС в рейтинге самых коррумпированных ведомств теперь приходится более высокую и страшную цену. чем потери бюджета…