16640683_1885735554978796_4996703998478374049_n

В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступили жалобы 20 организаций (ООО «Жилищно-коммунальная организация №17», ООО «Жилищно-коммунальное управление-18+», ООО Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационное управление №19», ООО «Жилбытсервис», ООО «УК Техрембытсервис-2», ООО «ЖЭУ-21», ЗАО «Рязанский завод ЖБИ-2», ООО «ЖЭУ г. Рязани №12», ООО УК «ЖЭУ № 19»; ООО «Вектор плюс», ООО «Премьер-Комфорт Плюс», ООО «Премьер-Комфорт», ООО «Жил-Сервис», ООО «Рязанский Городской Оператор», ОАО «Тяжпрессмаш», ООО «СпецСтрой», ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области, ООО «ЖЭУ №11», Рязанский филиал ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», ООО «ТеплоСтройИнвест») на действия Кредитного потребительского кооператива граждан (КПКГ) «Региональные инвестиции» и ЗАО «Рязанский промышленно-экологический комплекс» в части необоснованного навязывания допуслуги по предварительному осмотру твердых бытовых отходов (ТБО) на соответствие состава и качества, и взимания платы.
ФАС усмотрела признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ЗАО «РПЭК». По мнению регулятора, РПЭК занимает доминирующее положение на рынке услуг по хранению ТБО. ФАС возбудила дело в отношении ЗАО «РПЭК» по признакам нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 135-Ф3, выразившегося в навязывании контрагентам заключения договоров на оказание услуг по осмотру ТБО, невыгодных для них, экономически или технологически не обоснованных и прямо не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами.
В ходе проверки ФАС установила, что между КПКГ и заказчиками были заключены договоры на размещение ТБО, согласно которым КПКГ обязан принимать отходы в объемах и на условиях, установленных договором, а заказчик должен подтвердить свойства и класс опасности ТБО, и оплатить в полном объеме их прием и размещение. Иных доказательств подтверждения класса опасности отходов не предусмотрено ни договорами, ни законодательством об отходах производства и потребления.
Собственник полигона ТБО — ООО «Эко-Пронск» — сообщило руководителям предприятий, осуществляющих транспортировку ТБО, что санкционированная свалка передана во временное владение и пользование ЗАО «РПЭК». Работы по осмотру ТБО осуществляются на платной основе в соответствии с расценками ЗАО «РПЭК»: стоимость 1 единицы от категории 1 (до 10 куб. м.) составляет – 380 руб. и от категории 2 (более 10 куб. м.) на 1 полугодие 2015 года 920 руб.
ЗАО «РПЭК» предложило потребителям наряду с договором на хранение отходов заключить договор на оказание услуг по осмотру отходов, по которому ЗАО «РПЭК» обязуется оказать услуги по визуальному и приборометрическому (в том числе дозиметрическому) осмотру ТБО, доставленных на объект хранения отходов.
Плата за вывоз ТБО включена в состав платы за содержание и ремонт общего имущества и, в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, устанавливается на срок не менее чем 1 год. При определении размера платы за содержание и ремонт общего имущества использовалась плата в размере, утвержденном постановлением ГУ РЭК Рязанской области для КПКГ — на утилизацию ТБО для населения — 38,05 руб./куб. м. Управляющие компании указывали, что плата за осмотр отходов для подтверждения свойства и класса опасности отходов перед попаданием на полигон не предусмотрена в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения. В связи с введением данной услуги собственники жилых помещений должны определить и утвердить общим собранием размер платы за оказание данной услуги. Кроме того, они считали, что данная услуга не должна оказываться, поскольку единственным установленным законом способом подтверждения качества отходов, учитывая принцип добросовестности, служит представление потребителями копий паспортов отходов.
Представитель ЗАО «РПЭК» указывал, что при эксплуатации полигона ТБО должно соблюдаться обязательное условие приема отходов на хранение — соответствие принимаемых отходов требованиям 4-5 классов опасности, для чего и была введена услуга по осмотру отходов либо в месте загрузки, либо на полигоне ТБО. Требование о введении данной услуги обуславливается необходимостью запрета попадания на территорию полигона ТБО в составе отходов предметов, используемых в быту и подлежащих специальной процедуре утилизации (т.е. другого класса опасности). Тем более, что обязанность по утилизации попадающих на полигон ТБО отходов другого класса опасности возлагается на эксплуатирующую полигон организацию за ее счет. Как отмечено ФАС и судом, ни одним из нормативных актов не предусмотрена как отдельная часть процесса хранения ТБО такая процедура, как осмотр отходов с целью определения соответствия требованиям классов опасности перед попаданием отходов на полигон. Таким образом, действия ЗАО «РПЭК» противоречат действующему законодательству и представляют собой злоупотребление доминирующим положением по навязыванию не выгодных и не относящихся к предмету договора услуги.
Более того, в силу положений ч. 2 ст.14 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юрлица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Ч. 3 этой же статьи устанавливает, что на отходы I — IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Исходя из этого Арбитражный суд Центрального округа оставил решение ФАС в силе. (Дело № А54-5930/2015)