Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ГП ПО «Псковавтотранс», подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ГП ПО «Псковавтотранс» по признакам нарушения части 1 статьи 10 № 135-ФЗ, выразившегося в установлении приказом от 19.02.20106 № 22-16 автовокзального сбора и сбора за бронирование билетов. По мнению ФАС, это противоречило статье 26 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», пунктам 21 и 51 Правил перевозки пассажиров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112. Взимание сборов, начиная с 20.02.2016 по текущий момент, что привело к ущемлению прав и законных интересов неограниченного круга потребителей. Также ГП ПО «Псковавтотранс» признано виновным по части 1 статьи 14.31 КоАП с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 650 000 руб.
В ходе проверки ФАС проведен анализ рынка, по результатам которого установлено, что ГП ПО «Псковавтотранс» в географических границах Псковской области занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов, в том числе по предварительной и текущей продаже билетов, приему сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах. Предприятие на праве хозяйственного ведения владеет и пользуется всеми 25 автовокзалами, расположенными на территории Псковской области; доля ГП ПО «Псковавтотранс» на исследуемом рынке в 2015 году составила 100%. Аналогичное положение дел на данном рынке сохранялось и в 2016 году.
Выдаваемый пассажиру билет, является доказательством заключения договора. Сам по себе билет предметом сделки не выступает, поскольку пассажиры обращаются в кассу автовокзала не за покупкой билета, как самостоятельного товара или за услугой по оформлению билета, а за приобретением услуги перевозки.
Следовательно, по мнению ФАС, условия договора перевозки пассажира, предусматривающие обязательное приобретение услуги автовокзала и предварительного бронирования при приобретении услуги проезда по договору перевозки, ущемляют права потребителей, поскольку потребитель не может приобрести услугу проезда без приобретения дополнительных услуг, в которых потребитель может не нуждаться
В связи с тем, что нарушение Предприятием прав граждан как потребителей услуг по перевозке пассажиров в регулярном сообщении установлено вступившим в силу решением Арбитражного суда Псковской области от 20.09.2016 по делу №А52-1684/2016, а ФАС в материалы дела представлены доказательства незаконного взимания с иных граждан автовокзальных сборов и сборов за ранее бронирование билетов, суд приходит к выводу о том, что в данном случае действия ГП ПО «Псковавтотранс» свидетельствуют о нарушении прав неограниченного круга потребителей, приобретающих услуги по перевозке пассажиров на территории Псковской области.
ФАС доказан факт наличия в действиях Предприятия нарушений части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившихся в совершении хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действий, результатом которых являются ущемление интересов неопределенного круга потребителей. Таким образом, в действиях ГП ПО «Псковавтотранс» содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ. (Дело № А52-3610/2016)