Арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ГБУЗ КО «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер», подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ГБУЗ по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 № 135-ФЗ, выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой стоимости (цены) на платную медицинскую услугу в виде медицинского осмотра (медицинского освидетельствования) врачом-психиатром-наркологом с проведением химико-токсикологического исследования (далее — ХТИ) наличия в организме человека наркотических средств, психоактивных веществ и их метаболитов (далее — НС, ПВ) для получения лицензии на приобретение оружия.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что учреждение занимает доминирующее положение на рынке оказания спорной медицинской услуги в Кемеровском городском округе.
Согласно выписки из прейскуранта платных медицинских услуг и иных услуг, оказываемых учреждением на платной основе сверх программы государственных гарантий или лицам, проходящим анонимное лечение, утвержденного приказом от 02.06.2016 № 90 главного врача учреждения и введенного в действие с 10.06.2016, стоимость этой платной медицинской услуги установлена в размере 2023 руб. Между тем согласно ранее действующему прейскуранту, утвержденному также приказом главного врача учреждения от 16.10.2015 № 193 А, стоимость названной платной услуги составляла 1294 руб.
Увеличении стоимости спорной медицинской услуги с 10.06.2016 на 56,3 % учреждение объясняет тем, что медицинские организации в период с 24.07.2015 по 31.12.2016 были вынуждены проводить медицинское освидетельствование в отсутствие правовой нормы, регулирующей порядок проведения указанной процедуры. А также осуществлять химикотоксикологические исследования на наличие в организме человека НС, ПВ и их метаболитов исходя из перечня НС, ПВ и их метаболитов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681, в котором их свыше 350 единиц.
ФАС установила, что клинические рекомендации не были утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Министерством здравоохранения, имеют статус экспертного мнения, следовательно, не являются нормативным правовым актом обязательным для исполнения, а носят исключительно рекомендательный характер.
По мнению суда кассационной инстанции, суды сделали правомерный вывод, что клинические рекомендации не могут быть обязательными для исполнения в части определения объемов и методик ХТИ при проведении данных медицинских осмотров граждан.
В результате проведения сравнительного анализа цен учреждения на спорную медицинскую услугу с 2016 года на аналогичную медицинскую услугу в иных регионах РФ и городских округах Кемеровской области ФАС и судами установлено, что в сопоставимом временном периоде цена данной медицинской услуги учреждения превышает цену аналогичной услуги в наркологических диспансерах иных регионов РФ и городских округах Кемеровской области в пределах от 30,5 % до 359,8 %. (Дело № А27-15990/2017)