Источник изображения

Арбитражный суд Волго-Вятского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Сервис-Профи» (г. Йошкар-Ола), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Компания является малым предприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «Сервис-Профи» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении и реализации соглашения между ООО «Сервис-Профи» и другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими пассажирские перевозки общественным транспортом на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» и Медведевского муниципального района, об установлении стоимости проезда в размере 20 рублей, принято решение о выдаче хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушения.
Регулярных маршрутов, маршруты, проходящие по территории г. Йошкар-Олы и Медведевского муниципального района, обслуживаются ООО «Сервис-Профи» и рядом индивидуальных предпринимателей. На основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, ЕГРЮЛ видами деятельности (основным или дополнительным) таких ИП и ООО «Сервис-профи» являются деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, деятельность сухопутного пассажирского транспорта: внутригородские пригородные перевозки пассажиров, деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта.
При сопоставлении схем движения транспортных средств в пределах г. Йошкар-Олы, а также Медведевского муниципального района в части населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости к городу Йошкар-Оле, по маршрутам ряда ИП и ООО «Сервис-профи» ФАС установила, что остановочные пункты маршрутов частично дублируются и, следовательно, пассажиры могут добраться до нужного пункта назначения на транспортных средствах, следующих по разным маршрутам. ИП и ООО «Сервис-Профи» являются конкурентами на рынке пассажирских перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории города Йошкар-Олы и Медведевского муниципального района в части населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости к городу Йошкар-Оле. При этом данные лица не входят в состав группы лиц, не находятся под управлением одних и тех же лиц. Стоимость проезда и провоза багажа была повышена данными субъектами на маршрутах города Йошкар-Олы и Медведевского муниципального района с 01.02.2017 с 18 рублей до 20 рублей за одну поездку.
Согласно позиции судов, заключение антиконкурентного соглашения подтверждается совершением индивидуальными предпринимателями и компанией одновременных, синхронных и последовательных действия по повышению цены на проезд с 01.02.2017 с 18 рублей до 20 рублей. Соглашение перевозчиков является моделью группового поведения, которая выразилась в повторяющихся (аналогичных) действиях, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, является антиконкурентной договоренностью, сознательной кооперацией, наносящей, в конечном итоге, ущерб потребителям – пассажирам. При этом аналогичные, повторяющиеся действия субъектов выразились в следующем: 1) перевозчики осуществляют перевозки на территории города Йошкар-Олы и Медведевского муниципального района; 2) одновременное повышение стоимости проезда – с 01.02.2017 – 03.02.2017; 3) одинаковая величина повышения стоимости проезда, а именно на 2 рубля: с 18 рублей до 20 рублей.
Суды также отметили, что фактические обстоятельства свидетельствуют о скоординированности и активности действий субъектов. При этом такая координация поведения не свойственна предпринимателям – перевозчикам в силу того обстоятельства, что данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами между собой.
Кроме того, суды указали на то, что из реестров маршрутов регулярных перевозок следует, что протяженность маршрутов, на которых произведено повышение стоимости проезда, различна. Согласно сведениям, представленным предпринимателями и Обществом, транспортные средства, используемые для перевозки на маршрутах, имеют различные характеристики – марку, год выпуска, иные. Расчет стоимости, проведенный некоторыми перевозчиками, показал, что себестоимость проезда у хозяйствующих субъектов также различна. Таким образом, суды сделали вывод о том, что у перевозчиков отсутствовали объективные причины заключать и реализовывать антиконкурентное соглашение, которое привело к повышению и установлению цены на маршрутах в городе Йошкар-Оле и Медведевском муниципальном районе в размере 20 рублей.
Довод компании о наличии собственных экономических причин для повышения стоимости проезда, как доказательства неучастия в антиконкурентном сговоре, рассмотрен и отклонен судами. Суды установили и из материалов дела следует, что себестоимость проезда по расчету ООО «Сервис-Профи» на момент повышения стоимости проезда составляла 21,4 рубля. Впоследствии компанией представлен расчет себестоимости по маршруту № 24к, размер которой составил 19,9 рубля. ООО «Сервис-Профи» также направило сведения о доходах и расходах организации с ноября 2016 года по февраль 2017 года. Анализ представленной информации свидетельствует о том, что для достижения цели предпринимательской деятельности в виде получения прибыли экономическая необходимость повышения стоимости проезда возникла у компании не с 01.02.2017, а, по крайней мере, с декабря 2016 года. Между тем повышена стоимость проезда была только с 01.02.2017 одновременно с другими перевозчиками, что также подтверждает участие ООО в антиконкурентном соглашении. (Дело № А38-1705/2018)