Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении ПАО «Экосервис» (Татарстан) по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по захоронению твердых коммунальных отходов (ТБО) в части осуществления деятельности по оказанию дополнительных услуг, в отсутствие установленного уполномоченным госорганом тарифа на данные допуслуги, а равно взимание платы за оказываемые услуги сверх установленного уполномоченным органом тарифа на услуги по захоронению ТБО. ФАС не наложила штраф, а обязала ПАО «Экосервис» перечислить в федеральный бюджет незаконный доход в сумме 14,3 млн. руб.
В ходе личного приема в ФАС, представителем одной из компаний был задан вопрос о правомерности действий ПАО «Экосервис», выразившихся в установлении стоимости талона по захоронению ТБО в размере 200 руб. (тариф + допуслуги). Для ПАО «Экосервис» постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам установлен тариф на услуги по утилизации ТБО в размере 32,76 руб./куб.м (2014 г. и 1 полугодие 2015 г.) и 34,70 руб./куб.м (2 полугодие 2015 г.), соответственно. Стоимость допуслуг составляет 161,34 руб. Тариф на данные услуги не установлен.
ФАС установила, что на рынке услуг по захоронению ТБО на территории Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ПАО «Экосервис» в 2014 году и в период с 01.01.2015 по 01.12.2015 занимало доли 100% и 99,5% соответственно. Без осуществления приема ТБО на полигоне, замера объема ТБО для применения тарифа и доземитрического контроля ТБО невозможно осуществлять деятельность по утилизации. Что также свидетельствует в пользу того, что допуслуги являются составной частью деятельности по утилизации ТБО, и, следовательно, должны учитываться при формировании тарифа. Лицо, обращающееся на полигон с намерением утилизировать ТБО, вынуждено приобретать данные допуслуги, поскольку без их оказания невозможен сам процесс утилизации. Такое условие договора по мнению ФАС навязано, поэтому ПАО «Экосервис», взимая плату со ссылкой на дополнительно оказываемые услуги, нарушает права лиц, доставляющих ТБО на полигон.
По мнению суда, услуга по взвешиванию ТБО в рассматриваемом случае не является необходимой при осуществлении деятельности по утилизации ТБО, поскольку тарифы на услуги установлены исходя из объема ТБО (куб.м), а не из веса ТБО. То есть оказание услуг по взвешиванию ТБО и взимание платы за данную услугу, является необоснованной. Также судом установлено, что расходы на услуги по приему, замеру, взвешиванию, сортировке, дозиметрическому контролю, не заявлены ПАО «Экосервис» при формировании тарифа на утилизацию, в связи с чем в установленном тарифе расходы на данные услуги, Госкомитетом по тарифам не учтены. Учитывая, что указанные услуги являются неотъемлемой частью утилизации, то взимание платы с данных услуг (обоснованность стоимости которой не установлена уполномоченным органом) в качестве допуслуги, является не правомерным. В связи с этим 11 Арбитражный апелляционный Суд оставил решение ФАС в силе. (Дело № А65-20327/2016)