В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба гражданина Коростелева П.А. на индивидуального предпринимателя Замалиева Д.Ф. за установление необоснованно высоких цен в кинотеатре «Крым». Предприниматель является основным поставщиком услуг по показу фильмов в г. Феодосия. ФАС провела анализ конкурентной среды, в ходе которого рынок был разделен по по продуктовым границам (потребительским свойствам) на 2 сегмента: рынки услуг по показу фильмов в форматах 2D и 3D.
ФАС определил долю ИП Замалиев, осуществляющего показ фильмов в кинотеатре «Крым», как в сегменте 2D, так и в 3D, в 100% и, соответственно, занимающим доминирующее положение в обоих сегментах. В результате в отношении ИП Замалиева Д.Ф. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 10 135-Ф3, в виде установления монопольно высоких цен на оказываемые услуги по показу фильмов. Суд отклонил доводы предпринимателя о том, что ФАС не приняла во внимание кинотеатр «Пионер», также находящейся в городе Феодосия, так как согласно письму Министерства культуры Республики Крым в городе Феодосии работаю два кинотеатра: детский кинотеатр «Пионер» и кинотеатр «Крым». Кинотеатр «Пионер» находится в хозяйственном ведении МУП «Кинообъединение» г. Феодосия, и показ фильмов в формате 2D и 3D не осуществляет. Большинство кинозрителей (за исключением пенсионеров и детей) посещают киносеансы, стоимость билетов на которые превышает 200 рублей в формате 2D и 300 рублей в формате 3D. ИП Замалиев Д.Ф. обосновывает установление цен тем, что, по всем параметрам к городу Феодосии наиболее приближен город Анапа и за основу были взяты цены в кинотеатрах г. Анапы, также существует ряд экономических издержек таких как обогрев кинотеатра, приобретение генераторов для бесперебойного показа фильмов.
Ценовая политика кинотеатров Кинотеатре им. Т.Г.Шевченко и Развлекательном центре «Спартак», расположенных в Симферополе также предусматривает установление повышенных расценок в вечернее время, но при этом даже максимальные расценки данных кинотеатров ниже цен, установленных ИП Замалиевым Д.В. Следует также отметить, что в симферопольских кинотеатрах в выходные и праздничные дни цены на услуги по показу фильмов не повышают. Тогда как Замалиев повышает цены на билеты в выходные, праздничные дни, при том, что ввиду сходности технологических процессов, обеспечивающих оказание услуг по показу фильмов, подобные издержки в различных кинотеатрах должны быть примерно одинаковыми, и соответственно примерно таким же образом влиять на формирование конечной цены оказываемых услуг. Учитывая вышесказанное, 21 Арбитражный апелляционный Суд отказал предпринимателю в признании решения ФАС незаконным. (Дело № А83-4829/2015)
Для корректного определения границ рынка и доминирующего положения кинотеатра ФАС должна была провести опрос потребителей — являются ли 3D сеансы для посетителей крымских кинотеатров заменителем 2D сеансов, или обособленной услугой, имеется ли возможность поездки в кинотеатры соседних с Феодосией городов (учитывая относительно небольшие расстояния между поселениями южного берега Крыма). Наконец, для доказательства установления и поддержания монопольно высокой цены на билеты ФАС необходимо было провести 2 анализа — как сравнительный, так и анализ издержек и прибыли кинотеатра — превышают ли расценки необходимый размер первых. Вместо этого ФАС отверг предложенный предпринимателем один сопоставимый рынок (Анапы), не приводя аргументов, и предложил второй — Симферопольский, на котором в «выходные и праздники цены не повышают». Анализа рентабельности в решении не приведено вовсе.
Это дело — очередной пример антимонопольного преследования малого бизнеса, который так и не получил «иммунитеты» от ФАС — соответствующий законопроект «завис» в Госдуме. Любому посетителю кинотеатра хотелось бы платить меньше за билеты, но этого можно достичь строительством новых культурно-развлекательных объектов в Крыму, которых очевидно не хватает. Но вряд ли потенциальных инвесторов подстегнет тот факт, что они рискуют получить дело и штраф за свою ценовую политику.