Источник изображения

Третий арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в городе Красноярске, тем самым подтвердив решение суда первой инстанции. ФАС опять вмешивается и ищет «ограничения конкуренции» в закупках на сумму менее 100 тыс. руб. Мало того, что №44-ФЗ дает свободу действий хотя бы по таким мельчайшим закупкам, но и издержки проведения конкурентных процедур по закупкам до 10 млн. руб. заведомо будут выше потенциальной экономии. ФАС опять ловит блох, навязывая свои любимые аукционы даже в мельчайших закупках, наказывая чиновников, которых следовало бы наградить за экономию бюджетных средств. Жаль, что суды поддержали эту сомнительную практику ведомства Артемьева.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против управления по признакам нарушения части 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в достижении антиконкурентного соглашения, реализованного путем заключения договоров на изготовление и поставку товаров для обеспечения доступной среды для инвалидов без проведения публичных процедур. Это по мнению ФАС создало иным хозсубъектам препятствия в доступе на товарный рынок поставки товаров для обеспечения доступной среды для инвалидов и предоставило необоснованные преимущества ООО «Атон-экобезопасность и охрана труда».
Распоряжением администрации г. Красноярска от 23.12.2016 утверждены комплексные планы мероприятий по организации доступной среды для инвалидов. Согласно Распоряжению, на выполнение мероприятий УСЗН Октябрьского района города было предусмотрено финансирование в размере 236 тыс. руб. Вместе с тем, в соответствии с уведомлением о лимитах бюджетных обязательств на 2017 год №230 от 21.12.2016 УСЗН Октябрьского района на увеличение стоимости материальных запасов предусмотрены лимиты в размере 1 074 260 руб., в т.ч. на приобретение товаров для обеспечения доступной среды для инвалидов. Сумма бюджетных средств на 2017 год, предусмотренных на приобретение портативной индукционной системы, составила 58 200 руб.
В целях реализации вышеназванного Распоряжения УСЗН Октябрьского района 05.06.2017 заключило с ООО «Атон-экобезопасность и охрана труда» следующие договоры: от 05.06.2017 на изготовление и поставку товаров для обеспечения доступной среды для инвалидов на сумму 73 423 руб.; от 05.06.2017 на изготовление и поставку товаров для обеспечения доступной среды для инвалидов на сумму 32 329 руб.; от 05.06.2017 на изготовление и поставку товаров для обеспечения доступной среды для инвалидов на сумму 29 100 руб. Из указанных договоров следует, что они заключены в соответствии с требованиями №44-ФЗ, согласно которому закупка товара, работы или услуги у единственного поставщика может осуществляться в случае, если сумма такой закупки не превышает 100 тыс. руб.
Суд установил, что заключенные между Управлением и ООО «Атон-экобезопасность и охрана труда» договоры направлены на приобретение оборудования для реализации единой цели — обеспечения УСЗН Октябрьского района г. Красноярска беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в соответствии с Распоряжением администрации г. Красноярска от 23.12.2016. В соответствии со спецификациями на поставляемый по договорам товар подлежат к поставке партии товаров (табличка тактильная -13 шт., тактильная плитка «Конус» шахмат — 60 шт., тактильная плитка «Полоса» диагональ — 150 шт., индукционная система портативная- 2 шт., маяк световой на дверной проем — 4 шт., бегущая строка — 1 шт., крючок — держатель для костылей). Указанные договоры направлены на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, в связи с чем фактически образуют единую сделку, оформленную рядом самостоятельных договоров без проведения публичных процедур, что препятствует развитию добросовестной конкуренции и эффективному использованию бюджетных денежных средств. Поставка товаров, закупаемых по договорам, направлена на удовлетворение единой нужды заказчика по организации обеспечения доступной среды для инвалидов.
Таким образом, согласно выводам суда, обстоятельства, явившиеся основанием для заключения Управления договоров с ООО «Атон-экобезопасность и охрана труда» на изготовление и поставку товаров для обеспечения доступной среды для инвалидов являются результатом ненадлежащего планирования закупки. (Дело № А33-14393/2019)