Источник изображения

Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания», подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения части 1 статьи 17 №135-ФЗ, выразившегося в заключении договора на поставку городских автобусов без проведения конкурентных процедур.
АО «ТПАП № 1» 30.03.2017 объявлен открытый аукцион на оказание услуг внутреннего лизинга (финансовой аренды) транспортных средств. Начальная (максимальная) цена договора (НМЦД), заключаемого по результатам аукциона — 2 827 542 748 руб. 85 коп. В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 29 Положения о закупках компании (в редакции от 05.04.2016, протокол № 183, действовавшей на момент объявления АО «ТПАП № 1» аукциона) размещение заказа у единственного поставщика, без использования конкурентных процедур закупки, независимо от суммы закупки, может осуществляться в случае заключения договоров купли-продажи (поставки) имущества для целей передачи его в лизинг (выбор поставщика производится заказчиком (лизингодателем)), при условии заключения договора лизинга по результатам закупочных процедур, инициированных лизингополучателем, на сумму, не превышающую 1,5 млрд руб.
Решением Совета Директоров компании от 11.04.2017 (протокол № 218) подпункт 26 пункта 1 статьи 29 Положения о закупках компании изложен в новой редакции, согласно которой сумма не может превышать 1,9 млрд руб. Сведения о внесении изменений в Положение о закупках в ЕИС размещены Обществом 13.04.2017. Всего для участия в аукционе 19.04.2017 поступило 2 заявки, в том числе, заявка АО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания», которое впоследствии признано победителем данного аукциона с предложением цены в 2 530 650 760 руб. 22 коп.
Между АО «ТПАП № 1» и АО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания» был заключен договор внутреннего лизинга (финансовой аренды) транспортных средств от 24.04.2017 со следующими условиями: — общая стоимость предмета лизинга составляет 1 869 210 908 руб., общая сумма лизинговых платежей — 2 530 650 760 руб. 22 коп. (пункт 3.1 договора); — поставка автобусов в количестве 166 штук осуществляется партиями: с июня 2017 года по март 2018 года, в частности, 68 автобусов должны быть поставлены в июне 2017 года. В соответствии с пунктом 1.1 договора лизинга лизингодатель (АО «TAJIK») самостоятельно определяет поставщика/продавца предмета лизинга. С целью определения НМЦД поставки 30.03.2017 АО «TAJIK» направлены запросы коммерческих предложений о возможности поставки транспортных средств в соответствии с требованиями технического задания Аукциона в адрес 9 предполагаемых поставщиков. Только ООО «Тюменнефтеспецтранс» выразил готовность поставить автобусы в соответствии с требованиями документации аукциона, иные поставщики сослались на невозможность поставки в связи с отказом заводов-изготовителей.
Комиссией принято решение о заключении договора поставки автобусов у единственного поставщика — ООО «Тюменнефтеспецтранс». В этот же день сторонами заключен договор купли-продажи № 1 на поставку городских автобусов ЛиАЗ в количестве 166 штук. Общая стоимость товара по договору составила 1 869 210 908 руб. В обоснование примененного способа закупки у единственного поставщика АО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания» ссылается на нецелесообразность применения конкурса, запроса предложений, по причине ограниченности сроков, поскольку свою закупку компания могла провести только после подведения итогов аукциона, проводимого АО «ПАТП № 1», в соответствии с требованиями которого сроки передачи транспортных средств в лизинг АО «ПАТП № 1» являлись сжатыми и проведение длительных процедур закупки могло повлечь за собой неисполнение обязательств по договору с лизингополучателем.
Суд, принимая во внимание закрепленные компанией в Положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика практически во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, согласился с выводами ФАС о том, что действия АО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания» создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что не соответствует целям Закона о закупках №223-ФЗ и содержит признаки ограничения или устранению конкуренции. Указанными действиями АО «TAJIK» не обеспечило равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что существенным образом влияет на конкуренцию. (Дело № А70-15146/2019)