Источник изображения

Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Энергострой» (Республика Тыва), подтвердив тем самым решение судов первой и апелляционной инстанций. Компания является малым предприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения п.1 ч.1 статьи 17 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, результатом которого является заключение государственного контракта на выполнение работ по строительству наружных инженерных сетей и благоустройства домов г. Кызыл путем предоставления ему преимущественных условий.
В ходе мониторинга печатных изданий, распространяющихся на территории города Кызыл, ФАС установила, что в газете «риск Экспресс» № 12 от марта 2018 г. размещена статья «Кто Вы уполномоченные государством мошенники?», в которой содержится информация о выполненных работах по строительству наружных сетей и благоустройства домов г. Кызыл до проведения аукциона. 23.05.2018 в адрес ФАС поступили материалы проверки прокуратуры Республики Тыва по доводам указанной статьи.
Судами отмечено, что начало выполнения работ с ведома заказчика, еще не по заключенному госконтракту, является ограничивающим конкуренцию фактом, так как решение о победителе закупки уже предопределено. В данном случае заказчик и члены закупочной комиссии с целью создания преимущественных условий участия в торгах для лица, начавшего осуществление работ, будут осуществлять действия по ограничению конкуренции на торгах, в том числе путем неправомерного отклонения заявки участника закупки — конкурента, не находящегося в антиконкурентном соглашении с заказчиком.
На сайте www.zakupki.gov.ru министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок 31.01.2018 размещено извещение о проведении аукциона на выполнение работ по строительству наружных инженерных сетей и благоустройства домов г. Кызыл, начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — 68 806 720 руб. Госзаказчиком по аукциону является ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ». Наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки № 2 (ООО «Гранит-Н») в размере 67 430 585,6 руб. (-2% от НМЦК), участником закупки № 1 (ООО «Энергостро») представлено ценовое предложение в размере 67 774 619 руб. (-1,5% от НМЦК). Заявка участника закупки № 1 (Энергострой) признана соответствующей требованиям, заявка участника закупки № 2 (ООО «Гранит-Н») – не соответствующей.
ФАС принято решение от 15.03.2018, согласно которому в действиях аукционной комиссии министерства выявлено нарушение требований №44-ФЗ в части неправомерного признания заявки участника закупки ООО «Гранит-Н» не соответствующей требованиям. Суды пришли к выводу о том, что вышеизложенные незаконные действия аукционной комиссии, в составе которой большинство членов — представители учреждения, были направлены на неправомерное отклонение заявки ООО «Гранит – Н» с целью создания преимущественных условий для ООО «Энергострой». В
ФАС был представлен протокол повторного рассмотрения вторых частей заявок участников закупки от 29.03.2018, согласно которому заявки участников закупки ООО «Гранит-Н» и ООО «Энергострой» признаны не соответствующими по причине отсутствия техпланов. Однако, как указано судами, в данном случае аукционной комиссией не учтено, что в документации отсутствовало требование о представлении техплана. В связи с признанием аукциона несостоявшимся в ЕИС 11.04.2018 было размещено извещение о проведении запроса предложений по строительству наружных инженерных сетей и благоустройства домов г. Кызыл, НМЦК — 68 806 720 руб. До окончания срока подачи заявок поступила единственная заявка ООО «Энегострой», в связи с чем запрос предложений признан несостоявшимся. При этом, заявка компании признана соответствующей требованиям. 08.05.2018 по итогам запроса предложений между учреждением и компанией заключен госконтракт на сумму 68 806 720 руб.
Суды пришли к выводу о том, что совокупность указанных действий учреждения при проведении конкурентных процедур, с учетом фактического выполнения компаний работ по строительству наружных инженерных сетей домов г. Кызыл до заключения госконтракта свидетельствует о наличии между учреждением и компанией антиконкурентного соглашения, что привело к ограничению доступа на товарный рынок иных хозсубъектов. При этом заключение соответствующего антиконкурентного соглашения было полностью реализовано в момент заключения между компанией и учреждением госконтракта по итогам запроса предложений. (Дело № А69-3076/2018)