16425898_1885716201647398_4638024332010969049_n

В конце 2014 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении группы лиц ЗАО «КЭС» и ЗАО «КЭС-Трейдинг» по признакам нарушения ч. 4 ст. 11 135-ФЗ. Нарушение, по мнению регулятора, выразилось в заключении договоров и соглашений между ЗАО «КЭС-Трейдинг» и ЗАО «КЭС» с ОАО «ТГК-5», ОАО «ТГК-6», ОАО «ТГК-9», ОАО «Оренбургская ТГК» (впоследствии преобразованные в форме присоединения к ОАО «Волжская ТГК»), ОАО «Волжская ТГК», а также в определении порядка взаимодействия между ЗАО «КЭС-Трейдинг» и ЗАО «КЭС-Энергосбыт» (группа лиц). Это привело к ограничению конкуренции путем завышения плановых объемов потребления электроэнергии на рынке на сутки вперед, и соответственно к увеличению цены на оптовом рынке электроэнергии в первой ценовой зоне, в т.ч. для генераторов -поставщиков, входящих в группу лиц ЗАО «КЭС» в период с 01.01.2012 по 31.01.2013. Предписанием ФАС обязала ОАО «Волжская ТГК» перечислить в федеральный бюджет доход в размере 867 млн. руб., полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Организация подачи заявок на оптовом рынке в отношении гарантирующих поставщиков регулируется Регламентом взаимодействия по централизации подачи уведомлений ОАО «СО ЕЭС» и заявок ОАО «АТС» на оптовом рынке электроэнергии, подписанный ЗАО «КЭС-Энергосбыт» и ЗАО «КЭС-Трейдинг» 12.01.2011. Функции ЗАО «КЭС-Трейдинг» применительно к генерирующим компаниям группы лиц определена соответствующими агентскими соглашениями с генерирующими компаниями. На основании агентских договоров с ОАО «ТГК-5», ОАО « ТГК-6», ОАО «Волжская ТГК», ОАО «Оренбургская ТГК», ОАО «ТГК-9» ЗАО «КЭС-Трейдинг» обязуется обеспечивать продажу/покупку электроэнергии на рынке на сутки вперед (РСВ) и балансирующем рынке (БР), и подачу заявки на участие в конкурентном отборе ценовых заявок на оптовом рынке электроэнергии.
ЗАО «КЭС-Трейдинг» занимается краткосрочным и долгосрочным планированием, осуществляет сбор информации и организует работу генерирующей компании на балансирующем рынке и осуществляет топливообеспечение. Заявки гарантирующих поставщиков и генерирующих компаний подавались только ЗАО «КЭС-Трейдинг», которая не входила в группу лиц ЗАО «КЭС». Согласно заключению НП «Совет ранка», группа лиц, единовременно располагающая как активами генерирующих компаний, так и активами гарантирующих поставщиков, в случае расположения электростанций в зоне функционирования гарантирующего поставщика, может быть финансово заинтересована в подаче завышенных объемов потребления на РСВ относительно фактических. Данные действия могут привести к востребованности более дорогой части ценового предложения и, как следствие, росту цен РСВ. При этом дополнительная выручка генерирующих компаний от роста цены способна покрывать расходы гарантирующего поставщика на формирование отклонений фактического объема потребления от планового.
В рассматриваемом случае, в период с декабря 2011 по январь 2013 со стороны гарантирующих поставщиков, входящих в группу лиц ЗАО «КЭС», наблюдалось регулярное и существенное завышение объемов потребления в результате чего цена на электроэнергию увеличивалась для всех участников, в т.ч. генераторов — поставщиков, входящих в группу лиц ЗАО «КЭС».
Так, например, в июле 2012 года рост средневзвешенных цен по станциям группы лиц составил 21%, что превышает уровень индексации тарифа на газ в 15% для потребителей первой ценовой зоны оптового рынка электроэнергии. Таким образом, по мнению ФАС, влияние на цену электроэнергии в первой ценовой зоне оказывали гарантирующие поставщики посредством завышения планового потребления над фактическим и генерирующие компании посредством повышения цен в ценовых заявках, подача которых от их имени осуществлялась ЗАО «КЭС-Трейдинг». Обладая информацией о заявках гарантирующих поставщиков, ЗАО «КЭС-Трейдинг» формирует заявку генерирующих компаний исходя из затрат на выработку соответствующего объема электроэнергии и мощности с использованием наиболее дорогого вида топлива, учитывая, что цена на РСВ растет за счет неточного планирования гарантирующих поставщиков. Это впоследствии влечет получение максимального маржинального дохода генерирующими компаниями, входящими в группу лиц.
Вместе с тем ФАС показывает, что значения отклонений остальных гарантирующих поставщиков первой ценовой зоны стремились к нулю. При этом отклонения между фактическим и плановым потреблением электроэнергии гарантирующих поставщиков, входящих в группу компаний Заявителей, варьировалось в диапазонах от -2% до 14%. С декабря 2011 года по январь 2013 года у ОАО «Свердловэнергосбыт», ОАО «Кировэнергосбыт», ОАО «Оренбургэнергосбыт» и ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» наблюдалось существенное положительное значение среднемесячных отклонений.
По мнению суда. в действиях указанных лиц наблюдались признаки синхронности при увеличении отклонений потребления в декабре 2011 года, при поддержании высокого уровня отклонений в период с декабря 2011 по январь 2013 года и при прекращении существенных отклонений потребления в феврале 2013 года, то есть элементы организованного поведения, выраженного в завышении планового потребления, имеющее своим результатов существенное увеличение цен на электроэнергию. Например, увеличение индекса цены 13 мая 2012 года в 6-й час было более 13% в Удмуртской Республике (13,23%), Кировской области (13,21%) и Свердловской области (13,06%). Арбитражный суд Московского округа оставил решение ФАС в силе. (Дело № А40-62002/2015)